GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Рыбий жир со вкусом вишни

Столичный пейзаж с рекламой weekly

Зимняя свежесть

Начало февраля ознаменовано появлением двух новых медиа-проектов, о которых профессионалы слышали уже давно, - вечерней газеты «Столичная» и новой передачи НТВ «Страна и мир». И тот, и другой делался очень известными в своей сфере людьми, и тот, и другой задумывался как некий медийный прорыв.

Медиа в кризисе. Все те же колумнисты и комментаторы, те же эксперты и говорящие головы, те же темы, те же усмешки и те же полурассуждения. В одной газете вам все это подадут под видом сухой аналитичности, в другой – пофигистски живенько и с налетом сенсационности. В курилках и ресторанах редакторы и менеджеры уже второй год вздыхают и бубнят: надо уходить от политики, что-то такое нужно из живой жизни, заинтересовать читателя… «Столичная» и «Страна и мир» - дети этого тренда. Первая – как бы интеллигентный таблоид с молодежным привкусом, вторая – «Намедни» на каждый день. Обе пафосно отталкиваются от стандартов 90-х, вырываются в новое. Обе старательно ищут темы, которые «заинтересуют читателя», обе запрятывают политический и экономический трэш во второй эшелон.

Ведущие «Страны и мира» - безупречно буржуазного вкуса. Если выключить звук, легко представить, что они рассказывают, насколько лучше стали волосы с новым шампунем и насколько лучше кожа с новым лосьоном после бритья. Они откровенно симпатичны и так и выскакивают из телевизора прямо к вам в комнату. Драйв дребезжит в удивительно плоском экране. В газете «Столичная» каждая статья украшена желтым стикером: «Вас это касается?», «Вам это не пофигу?» Нужно ответить «да-нет», вырезать шестьдесят стикеров, отослать в редакцию. И получишь майку, радио-ручку или сто крышечек «пепси», которые в свою очередь можно отослать в другое место и получить что-нибудь еще.

Между тем, не стоит питать иллюзий - оба проекта безусловно предвыборные. По замыслу и задаче. То есть - как это работает? Сами по себе предстоящие выборы не продаются – никому они, в сущности, не интересны и никого в гражданской жизни особенно не колышат. Выборы не продаются, но - финансируются. Задача «новых медий», таким образом, сделать как бы «не про то», чтобы можно было впендюрить этот товар населению, а заодно уж и запрятать в пирожок плохо продаваемую политику. Натурально, то есть - в новой экономичной упаковке и не испортит ваш вечер посторонними запахами. Рыбий жир со вкусом вишни. Грызлов-аэроволны. СПС – зимняя свежесть.

 

Время Р

Старая журналистика, пройдя свой цикл жизни из 1987-го в 1997-й, кажется, почти совсем умерла. В конце 80-х - начале 90-х журналистика была едва ли не главным интеллектуальным продуктом, производимым нацией. Она потеснила книги, вобрала в себя гуманитарный науч-поп, отменила общественные науки, все вместе взятые, вкупе с самиздатом. Она делала современный язык, формировала идеологии и моделировала историю он-лайн. То, что сегодня было написано в газете, завтра становилось фактом жизни. Из новостных передач мы узнавали название страны, в которой живем. Смерти объявлялись заранее, нелепые фобии немедленно претворялись в реальность, а случайный фактурный мужчина рассматривался уже исключительно как кандидат в президенты. Так, конечно, долго продолжаться не могло. Новая жизнь – это жизнь, в которой не может происходить почти ничего столь решительного и нежданного, за исключением стихийных бедствий и террористических атак. Но дело не только в этом.

Февральская попытка «новых медиа» образца 2003 г. интересна не только внутренним конфликтом задач и способов (старое вино в новые мехи), но прежде всего, воистину эпохальным стилистическим и культурным конфликтом. Конфликтом старой модели СМИ как носителя идеологии и новым пониманием медиа как, прежде всего, рекламоносителя. Именно стиль, ритм и отношение к действительности, свойственное рекламе (все эти стикеры и стерильная буржуазность), становятся приемами, которые призваны упаковать бессмысленную и неинтересную самим авторам-журналистам, равно как и их аудитории, политику, превратив ее в потребительский продукт.

Реклама стала таким же знаком времени, каким была журналистика в прошлую эпоху. Она формирует язык, стиль и образ жизни. Она стала тем постоянным привкусом, на котором почти не останавливается сознание, но необъявленное исчезновение которого немедленно и резко дало бы почувствовать, что мы живем в другом времени и пространстве. Она есть Geist der Zeite – дух времени, как говорили романтики начала XIX века. У рекламы есть два фундаментальных свойства, обозначающих ее противоположность «идеологиям», питавшим прошлую журналистику. Во-первых, она антиисторична и, во-вторых, в нее не нужно верить. Рекламе не верят, ее потребляют. Потребляют как стиль, как самостоятельный единый продукт, к которому прилеплены многочисленные наклеечки с названиями дезодорантов, шампуней, пива и прочей пище-гигиены. И уж совсем не знает реклама истории, то есть ситуации выбора: либо - либо. Это ведь ничего, что вы не помните, после какой пасты у семьи Сидоровых зубы не болят, а после какой яйца не бьются. Берите любую – не ошибетесь.

Архаисты и прогрессисты

Новая журналистика тоже не знает конфликтов. Чтобы там ни происходило, какие бы ни сходились лоб в лоб силы полу-добра и полу-зла, это не должно нарушить духа перфектного благополучия, потоки которого изливаются на вас ведущими сквозь экран. Бушует грипп? Но девушки-продавщицы уже надели белоснежные повязки на лицо, удачно дополняющие их сексапильную униформу. Дас ист gripp-шоу. Там взорван мост, там депутаты, Америка опять грозит Саддаму. Все это, впрочем, не имеет особого значенья. Ну – калейдоскоп, безумство мира. Так, а что с погодой? Какую обувь завтра надевать?

Газета «Столичная» же нам расскажет про "конфликт" столичного градоначальника со столичным же строителем. Еще бы! Дело в том, что пол-Москвы, прилично зарабатывающей и довольной, сейчас либо улучшает свое жилье, либо планирует, либо недавно въехала в квартиру, ну на худой конец – сделала ремонт. А потому статья про то, как там и где что строится, какие есть засады, сколько стоит – все это читается на раз. Как продолжение рекламного буклета. Ну, а конфликт – тут тоже все понятно, в основе там, известный пень, бабло. Подробностей не нужно.

Вопреки тому, что можно было бы подумать, ничего я не имею против общества потребления (ну – почти ничего). В конце концов – за что боролись. И против таблоидов, и уж тем более - рекламы. Я вообще не архаист. Мне только непонятно, почему, когда я сажусь смотреть информационную программу, мне вновь показывают то, что я видел перед ее началом, и почему в прошлом главная капиталистическая газета считает своим долгом в каждом материале показать язык. А вместо чаемого насыщения рынка мы наблюдаем прогрессирующую туповатость по палате. Пусть будет рыбий жир со вкусом вишни. Но ведь они уже теперь на ценнике так и пишут: «Вишня»! А тот, который против кипяченья, его уж заодно хотят и в Думу избирать – знакомое лицо, отличный парень, прогрессист, и со своей «раскруткой». Чего же больше?

14.02.2003
Кирилл Рогов

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера