Вчера, 3 февраля 2003 года произошло историческое событие - российский дуэт «Тату» вышел на первую строчку британского национального хит-парада. Феномен скандального проекта, созданного двадцатитрехлетним продюсером Иваном Шаповаловым, уже достаточно давно вышел за рамки сугубо музыкальной журналистики. Можно долго спорить, какая именно характеристика дуэта казалась наиболее необычной: то ли сенсационный прорыв и в России, и на Западе, то ли очевидное заигрывание авторов проекта с неоднозначной стилистикой – откровенно лесбийской или вообще, как утверждают сейчас многие авторитетные авторы, педофильской. Сейчас совершенно ясно одно – любое слово, сказанное о «Тату», неизменно повлечет за собой разговоры, в которых от известного жанра «история успеха» будет ровно столько же, сколько и от дискуссий на тему куда более пикантного свойства.
Прорыв российской группы предсказуемо вызвал оживленную дискуссию и на страницах английской прессы. Вчера об играющих в странную подростковую любовь Юле Волковой и Лене Катиной писали практически все лондонские издания: от консервативной Daily Telegraph до желтых листков. Англичан, конечно же, интересуют в первую очередь именно пикантности. Масла в огонь подлили откровенные признания продюсера группы Ивана Шаповалова, заявившего британским журналистам, что идея создания проекта пришла ему в голову под впечатлением от просмотра порносайтов, на которых, как всем известно, соответствующий материал очень часто подается в стилистике, пограничной с педофилией. Кажется, многие в Англии всерьез считают, что «Тату» это на самом деле подлая контрабанда, рассчитанная в первую очередь на престарелых первертов, млеющих перед телеэкранами, на которых резвятся две изображающие школьниц московские девушки. «Детская порнография – это не смешно, и шутить по этому поводу не следует. Это отвратительно. Мне очень грустно, что эта песня оказалась на первом месте», - именно такой гневный вердикт вынесла по поводу русского прорыва в британском чарте представительница известной правозащитной организации Британии Kidscape Мишель Элиот.
В России реакция на победу группы не отличается такой однозначностью, однако и здесь многие склонны напрямую связывать первое место «Тату» с потаенными мыслями западного поп-потребителя, мечтающего о чем-нибудь очень порочном, но все же боящегося в свете череды педофильских разоблачений признаться в собственной испорченности. Именно с таким тезисом выступил на страницах газеты «Известия» авторитетный публицист Александр Архангельский, прямо заявляющий, что прорыв «Тату» это не что иное, как выход европейского педофильского комплекса, обнаружившего наконец в лице двух русских нимфеток безопасный в плане криминальных последствий объект для своего вожделения. «Потребителю, борющемуся за нравственность, хочется откровенно педофилической эстрады. Своим дозволить этого нельзя: закон не позволяет, своих за такое нужно обличать. Чужим можно, на то они и дикари, подглядывать за ними – грех небольшой», - именно этим суждением Александр Архангельский пытается объяснить успех русской группы, юные участницы которой в каждом втором интервью говорят о том, что «любят друг друга» и «спят вместе».
Самое интересное то, что Архангельский прав и не прав одновременно. В том, что касается западного лицемерия и готовности потреблять любую «дикарскую дрянь», полностью позабыв о собственном же высшем моральном законе, - все справедливо и верно. Другое дело, что к успеху «Тату» все эти соображения не имеют ровно никакого отношения. Сложно с уверенностью говорить, что дуэт гарантированно не привлек к себе внимания какого-нибудь британского нимфеточника, однако, вывели группу в первую строчку рейтинга сами британские тинейджеры, большинство которых вообще младше Лены и Юли. Ясно, что те, кто сделал «Тату» лучшими в Британии, и думать не думали о педофилии. Взрослые дяди и тети опять полезли со своими занудными страшилками в абсолютно незнакомую им сферу подростковой поп-культуры и в результате, как это ни печально, создали прецедент там, где его не было изначально.
Вся история проще и позитивнее. Ее подлинный смысл заключается в том, что русская группа, созданная абсолютно далеким от эстрадного истеблишмента молодым человеком, сумела за два с небольшим года сделать то, что не удавалось ни Алле Пугачевой с ее статусом единственной русской суперзвезды, ни Алсу с ее пресловутым денежным ресурсом. В России создали группу, которая не просто была сочтена западными тинэйджерами своей (нет нужды спорить, кто кого обгоняет по части поп-культурного развития), но и пробилась на первую позицию в стране, справедливо считающейся главной европейской законодательницей музыкальных мод. Неповоротливая, но чудовищно местечковая, набившая оскомину комичная пошлость русской попсы была побеждена талантливой, профессиональной и упорной работой, а в результате появился проект, одинаково успешный и здесь, и там. Нам действительно есть чему радоваться.