Сегодня «Итоги» опубликовали интервью с Владимиром Потаниным под программным заголовком «До последнего барьера». Лейтмотивом беседы с президентом «Интерроса» были проблемы российского малого и среднего бизнеса, основными из которых Потанин считает высокие налоги и бюрократию. Накануне «Ведомости» устами Ирины Хакамады высказали примерно ту же мысль.
Похоже, в преддверии выборов СПС и «афиллированные» персоналии решили оседлать своего любимого конька – защиту интересов МСП. Причем в этом вопросе позиция «партии олигархов», похоже, совпадает с позицией правительства. Недавно ведомство Германа Грефа подготовило по заказу главы Комиссии по сокращению административных барьеров - Алексея Кудрина - доклад об этих самых барьерах, снабдив его перечнем контролирующих органов, которые перекрывают бизнесу кислород.
Согласно докладу, в России только на федеральном уровне действуют 65 надзорных инстанций. На содержание их всех – федеральных и региональных – в прошлом году было потрачено более 40 млрд. рублей. В результате деятельности 800 тысяч (без учета сотрудников МВД) держиморд каждое малое или среднее предприятие подвергалось различным проверкам, в среднем, более 100 раз за год. Служебное рвение контролеров легко объяснимо – собранные в результате «выявленных нарушений» штрафы и плата за оказание различного рода услуг составляют неплохую прибавку к бюджету контролирующих и надзирающих органов, а результативность их деятельности в России традиционно оценивается по объему взысканного.
Творцами наиболее непреодолимых барьеров на пути экономического развития МЭРТ считает МВД и Минсельхоз. Согласно докладу, милиция контролирует сферы деятельности, «не соответствующие их компетенции и профессиональным навыкам», нарушая попутно закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Надзорные службы Минсельхоза ( которых - 11) закон не нарушают, но по большей части дублируют функции друг друга или аналогичных структур другого ведомственного подчинения.
Ужаснувшись от полученных данных, авторы доклада рекомендуют лишить права хозяйственной деятельности или упразднить бюрократические структуры, которые необоснованно подвергают предпринимателей проверкам и навязывают им платные услуги. Для этого предлагается определить экономическую целесообразность работы каждой из надзорных служб. Тех, кто сумеет доказать свою необходимость, следует лишить возможности оказывать платные услуги, а дублирующие друг друга органы объединить. Остальных – упразднить за ненадобностью и даже вредностью для бизнеса и бюджета.
Административные барьеры – одна из острейших проблем российского бизнеса. Пробелы в законодательстве, возможность его неоднозначного толкования, бюрократическая запутанность процедур регистрации, лицензирования, сертификации и согласования обеспечивают стабильную «подкормку» для бюрократов всех мастей и уровней. Виртуозность последних достигла таких высот, что охотников осложнять себе жизнь банальными взятками в конвертах находится все меньше. Зачем рисковать своим теплым местечком, когда проще наложить штраф или вынудить предпринимателя воспользоваться услугами указанной «консультационной фирмы». Штраф, конечно, можно оспорить, но победа не гарантирует от наложения следующего, а проводить все время в судах никакому предпринимателю не захочется. Услугами придворных консультантов тоже можно пренебречь, но в таком случае никто не поручится за результат.
Необходимость устранения административных барьеров была продекларирована еще пять лет назад в виде президентского указа «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», однако реальная работа началась лишь в 2000 году. В соответствии с утвержденным тогда «Планом действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы» были приняты законы «О государственной регистрации юридических лиц», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Меры, предлагаемые Минэкономразвития, развивают курс на дебюрократизацию экономики и устранение административных барьеров, провозглашенный пять лет назад в президентском указе «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».
Однако, если верить результатам «Мониторинга административных барьеров развития малого предпринимательства», подготовленного Центром экономических и финансовых исследований и разработок по заказу Всемирного банка, малых предпринимателей сейчас больше заботит не зарегулированность, а как раз конкуренция со стороны «старших товарищей», нестабильность налогового законодательства и отсутствие дешевых заемных средств.
Получается, в Минэкономразвития хотели как лучше, а получилось как всегда – на шаг позади жизненных реалий, зато «при одобрении со стороны деловых кругов и политиков демократического толка». Впрочем, отставать на шаг все же лучше, чем стоять на месте.