В четверг вечером, накануне сегодняшнего совещания представителей Министерства финансов и МЭРТ, глава Минфина Алексей Кудрин побывал на приеме у президента страны. Вице-премьер предложил вниманию В. Путина программу дальнейшего реформирования российской налоговой системы. Согласованный план налоговых реформ на 2003-2005 гг. должен быть представлен в правительство в понедельник.
Такой документ, конечно, заслуживает внимания первого лица государства. Однако документ, рожденный Министерством финансов в результате длительных размышлений и прошедший множество согласований внутри главного финансового ведомства страны, да и не только там, может вызвать много недоуменных вопросов у непредвзятого читателя. Было бы просто замечательно, если бы президент оказался именно таковым. Еще большие шансы на успех появятся, если после того, как А. Кудрин скромно обратил внимание В. Путина на успехи своего учреждения, независимые эксперты дадут свое заключение на идеи Минфина. Для пущей объективности.
Странно работает наша система власти. Ничто в ней ничего не гарантирует. Даже наличие «суперэлементов». В Минфине налоговую реформу курирует первый заместитель министра Сергей Шаталов. Один из тех немногих, чей профессионализм не вызывает никаких вопросов. Он вернулся в министерство после работы в крупнейшей аудиторской и консалтинговой компании - PricewaterhouseCoopers - именно для проведения реформы. Человек, обладающий опытом работы на самом высоком уровне, как в государственной структуре, так и в частной компании, – редкость. Помимо Шаталова можно вспомнить только еще одну фигуру такого калибра – это нынешний первый заместитель главы Центробанка Олег Вьюгин. И вот беда - опыт последних «реформаторских» лет показывает, что даже если проведение реформы поручено, как теперь говорят, адекватному человеку, это ничего не гарантирует.
Налоговая реформа у нас идет дольше остальных. Накануне ее старта только древние старушки не могли дать хотя бы один дельный совет будущим реформаторам. У всех наболело. Поэтому, когда прозвучали долгожданные слова о проведении фискальной реформы («раз уж вы все равно не платите») и стало известно, что С. Шаталов возвращен в Минфин специально «под реформу», многие увидели свет в конце тоннеля. Более того, возникла серьезная убежденность в том, что быстро и без проволочек будет сделано, по крайней мере, самое очевидное.
Подведем промежуточные итоги. «Коммерсантъ» действительно перестал публиковать материалы с маленьким рисунком пресса в уголке ("Ъ против неразумных налогов"). Это, конечно, прогресс. Без шуток. Но для нынешнего утекающего исторического момента этого до обидного мало. Финансовые власти США или Германии могут по пять лет обсуждать один-два законопроекта, облегчающие налоговое бремя (и, кстати, в итоге практически всегда попадают в цель). У них есть время, ведь условия жизни даже во время их рецессий не идут в сравнение с нашими времен нефтяного благополучия. «Их ночи прекраснее наших дней». Так вот, у нас лишних пяти-семи лет нет. И когда сегодня С. Шаталов озвучивает прогрессивные идеи снижения НДС и ЕСН, которые планирует реализовать уже в 2006-2007 годах, а, может быть, что-то (даже страшно сказать) будет сделано в 2005 г. - это сильно разочаровывает. Вспоминается вопрос, заданный литературным героем: «у Вас, что, вся жизнь впереди?!». А у нас, что впереди - непоколебимая стабильность, переходящая в светлое будущее? Но сегодняшняя стабильность больше походит на стагнацию, грозящую как раз через год-два перерасти в рецессию. Даже глава МЭРТ Герман Греф недавно решился намекнуть, что он тоже так думает. И экономическому спаду, если он вскоре случится, не удивится. Это обнадеживает.
Характерно, что министерство, возглавляемое Г. Грефом, в последнее время постоянно предлагает более радикальные шаги, чем С. Шаталов и его Минфин. Может быть, должность замминистра финансов слишком тяжелым бременем на плечи налогового реформатора. Похоже, что теперь С. Шаталова больше беспокоит наполняемость бюджета, чем налоговая модернизация. Все время приходится оглядываться на казну, как она там. Грефу с Дворковичем в этом смысле легче. С них спрашивают за темпы реформ и экономического роста, а не за бюджет и собираемость налогов. Но, опять же, опыт последних лет показал, что решения, принятые с тридцатью восемью оговорками, часто влияют на ситуацию лишь в худшую сторону. Реформированный налог на прибыль показал в прошедшем году результаты хуже, чем нереформированный в 2001 г. Начавшийся год для налоговой реформы просто потерян. Видимо, опять выборы сказались. Зная про главное событие две тысячи четвертого, С. Шаталов даже и не планирует ничего сколько-нибудь серьезного на этот счастливый год. Видимо, надо, чтобы именно президент, наконец, не только в очередной раз напомнил, но и потребовал большей решительности и прорыва. И через выборы, и через псевдонаучные страхи. Иначе к пресловутому 2006 году может выясниться, что необходимо проводить совсем другие реформы.