Премьер-министр России Михаил Касьянов вчера наделил новыми функциями Внешэкономбанк бывшего СССР. В соответствии с правительственным постановлением ВЭБ получил в управление средства накопительной части пенсии большинства российских граждан.
До вчерашнего дня, в течение года Пенсионный Фонд РФ сам занимался инвестированием собранных им средств. И уже это можно было считать прогрессом в деле реформирования отечественной системы пенсионного обеспечения, так как раньше деньги лежали просто "мертвым грузом" на счетах ведомства М. Зурабова. Дальше - больше. 1 января 2004 года должно стать исторической датой для авторов пенсионной реформы. С этого дня каждый гражданин получает право выбора: доверить ли и в дальнейшем сбор и преумножение средств для своей будущей пенсии государству, то есть сегодня оформившемуся альянсу Пенсионного Фонда и ВЭБа, либо написать заявление на имя господина Зурабова с просьбой перевести средства со своего счета в ПФ РФ в один из негосударственных пенсионных фондов. НПФ, в свою очередь, будут обязаны регулярно проводить конкурс среди управляющих компаний, победители которых получат в доверительное управление собранные данным негосударственным фондом средства. Общий объем ежегодных обязательных пенсионных отчислений, по консервативным оценкам, составляет 5-6 млрд. долларов.
Одна из главных сложностей пенсионной реформы - "молчуны". М. Касьянов на одном из совещаний так окрестил граждан, которые не проявят себя после первого января 2004 г. и не укажут конкретный НПФ и частную управляющую компанию, куда можно было бы перевести средства из государственного ПФ. На федеральном уровне до сих пор не начата и, похоже, даже не планируется разъяснительная кампания о новых возможностях обеспечить собственную старость. В связи с этим о проходящей пенсионной реформе в стране знают немногие. К этому надо прибавить присущую населению инертность в принятии финансовых решений, а также привычную до сих пор для многих надежду, что "государство за меня подумает и все решит". В связи с этим можно прогнозировать что, по крайней мере, в первые два-три года существования "свободного пенсионного рынка" молчунов окажется процентов 90-95 от общего числа граждан, имеющих пенсионные счета.
Возможно, для правительства молчуны как раз и не являются проблемой. Девять десятых от ежегодных 150-200 млрд. рублей по сути не будут участвовать в новом пенсионном обеспечении. Доступ к ним по-прежнему будет иметь лишь государство. Как известно, самый эффективный управляющий. Практически все остается по старому, насколько это вообще возможно при "активном" реформировании отрасли. ВЭБ, который многие эксперты после перехода А. Костина во Внешторгбанк поспешили похоронить и мысленно расформировать, получил в единоличное пользование поляну, на которой сможет собирать комиссию в десятки миллионов долларов ежегодно. Никто не забыт, ничто не забыто.
Это абсолютно не согласуется с многолетними обещаниями чиновников создать конкурентный рынок, на котором могла бы развернуться равная борьба за самые длинные деньги в экономике - пенсионные. Вместо единоличной монополии Пенсионного Фонда РФ возникла по сути новая монополия двух государственных монстров - ПФ и ВЭБ. Государственная рука будет доставать деньги из одного государственного кармана и вкладывать через покупку рублевых и валютных гособлигаций в другой госкарман. Замкнутый цикл, не только не уменьшающий риски, но наоборот умножающий. Абсолютно подконтрольный правительству ВЭБ, более-менее успешно занимающийся постоянной скупкой долгов страны, получает мощный источник ресурсов для… Для чего? Для эффективного управления пенсионными средствами? Но для этого надо было как минимум провести тендер по выбору Управляющего. И не стоит ссылаться на строчку в свежепринятом законе, что деньги молчальников должны достаться исключительно госкомпании. Сами написали правило, сами на него и киваем. Очень удобная позиция.
Вопрос в том, какие цели преследовали реформаторы. Если пытались решить задачу оживить финансовую систему страны и при соблюдении жестких требований к объектам инвестирования позволить частным компаниям продемонстрировать свою эффективность, то можно прогнозировать, что такая задача будет решена процентов на 5-10 от возможного. Конечно, определенные и немалые, по сравнению с текущими цифрами, средства попадут в систему негосударственного пенсионного обеспечения, но пять процентов - это всего лишь пять процентов. И создается впечатление, что успешно решена другая задача - создан еще один инструмент финансирования спецпроектов. Прикрывается это все заботой о сохранности средств граждан, о недопущении строительства новых пирамидальнообразных конструкций. Однако, вспоминая подобную геометрическую фигуру, быстро сработанную государством из собственных облигаций в конце девяностых, аргумент этот трудно принять безоговорочно. Сейчас, конечно, другой исторический момент, но безоглядные вложения М. Зурабова, а теперь ВЭБа в госбумаги, могут через некоторое время оказаться не такими бесспорными, как в благополучные последние пару лет. На чем построено это благополучие известно всем. И очень мало до сих пор сделано для того, чтобы страна имела новые источники для стабильного развития во времена не такой благоприятной конъюнктуры. Финансовые рынки - как раз та область, потенциал которой по-прежнему практически не использован. И сегодня мы получаем новое подтверждение, что еще долгое время правительство не планирует поискать у себя "под ногами" очевидные источники роста.
Пока же получается все согласно "сценарию испуга". НПФ - слабые, управляющие компании - крошечные, не чета ВЭБу, и естественная боязнь, что такие частные компании потеряют пенсионные деньги, неизбежно порождает очередную госмонополию. Получается заколдованный круг. Вместо того, чтобы формировать и развивать рынок, нынешнее его состояние канонизируется. Все происходит прямо по Илларионову: не умеем распоряжаться государственными средствами, так лучше их и не иметь. Большие валютные поступления от экспорта, профицит бюджета - срочно все "вернуть назад", а иначе все разворуют, потому что по-другому не умеют. Лучше заплатить долги досрочно, цены на нефть уронить, ну и далее по списку. И это вместо того, чтобы найти применение полученным ресурсам, начать реальную борьбу с коррупцией, провести реформы, на которые в другое время не будет средств. Но если уверен, что всегда все разворуют, то чего здесь делать? Лучше прямиком на кладбище, досрочная выплата долгов - слабая полумера.
Хочется надеяться, что правительство все же начнет работать в положительной системе координат, в которой исходят из потребностей и перспектив, а не только из заданной историческими условиями реальности.