Комиссия Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) России наложила штраф в размере 450 МРОТ (45 тыс. рублей) на телекомпанию ОАО "Первый канал" за нарушение закона "О рекламе". По сообщению пресс-центра МАП, 21 августа в прямом эфире телеканала был показан футбольный матч Россия–Швеция, "трансляция которого прерывалась рекламой 31 раз – чаще, чем через каждые 15 минут", что противоречит требованиям закона о рекламе. Ранее МАП возбуждал производство по данному делу также в отношении рекламной компании, ответственной за рекламу в матче, однако "в связи с тем, что время и частоту определяет телеканал, комиссия не установила события правонарушения" в отношении рекламной компании.
Данная история редкий прецедент. Закон о рекламе написан так, что ограничения легко можно обойти. Например, норма, ограничивающая общее количество рекламы на телеканале, заставляет телевизионщиков увеличивать эфирное время за счет ночных передач, повторений ток-шоу или кинофильмов, редко или вообще не прерываемых на рекламу. Впрочем, все выходит не так уж и печально. Да, в прайм-тайм смотреть телевизор занятие не простое и требует недюжей выдержки и умения быстро перебирать пальцами по пульту. Однако в результате полуночники получают возможность смотреть неторопливые (это еще мягко сказано) беседы Гордона с физиками и лириками (лучше, когда с физиками), фильмы Вуди Аллена или обзор Лиги Чемпионов.
Но проблемы не ограничиваются несовершенством закона. Многие нормы никто и не думает обходить, их вовсе не соблюдают. В законе черным по белому написано "На радио- и телепрограммах не допускается усиление звука во время трансляции рекламы в эфире", однако каждому знакомо рефлексивное движение руки к кнопке громкости на пульте, как только начинается реклама, и страдания тех, у кого нет под рукой пульта. С остальными нормами тоже далеко не все так уж гладко. А зачем, собственно, соблюдать закон, если никто особенно не требует его соблюдения, а если и требуют, то штраф в 45 тыс. рублей при стоимости минуты рекламного времени в прайм-тайм 30-40 тыс. долларов - сущий пустяк.
Закон о рекламе переписывают ежегодно: запрещают рекламу табака, ограничивают рекламу пива, регламентируют, кто, когда и в каких позах должен быть изображен. Однако все эти поправки почти никак не способствуют решению вопроса регламентации времени и количества рекламы. Граждан (а они все за редким, но приятным исключением телезрители) же практически не волнует, будут в кадре собачки или котята, их волнует количество и частота рекламы.
Можно жестко и четко регламентировать время, соотнося нужды телевизионщиков и телезрителей, и жестко следить за их соблюдением. Можно, хоть и несколько опрометчиво, вообще отказаться от каких-либо регламентаций по времени и количеству, рассчитывая, что рынок все расставит на свои места. Единственное, что нельзя, так это регламентировать, ничего не регламентируя, ограничивать, при этом пуская все на самотек. А пока ситуация будет такой, как она есть, мы будем смотреть рекламу, изредка прерываемую футболом.
В качестве справки:
Статья 12 Закона о рекламе. Особенности рекламы в радио- и телепрограммах
1. В радио- и телепрограммах не допускается прерывать рекламой:
- детские и религиозные передачи;
- образовательные передачи более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 45 секунд;
- радиопостановки и художественные фильмы (серии художественных фильмов) более двух раз в течение трансляции без согласия правообладателей;
- транслируемые в прямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации";
- иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет менее чем 15 минут;
- иные передачи, продолжительность трансляции которых составляет от 15 до 60 минут, более чем два раза.
2. При использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом "бегущей строки", ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
Не допускается распространение рекламы в виде наложения, в том числе способом бегущей строки, в детских и религиозных передачах, в радиопостановках, в транслируемых в прямом эфире передачах, перечень которых установлен Федеральным законом "О порядке освещения деятельности органов власти в государственных средствах массовой информации".
3. Распространение рекламы одного и того же товара, а равно распространение рекламы о самом рекламодателе не должно осуществляться более чем два раза общей продолжительностью не более чем две минуты в течение часа эфирного времени радио- и телепрограммы на одной частоте вещания.
4. В радио- и телепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25 процентов объема вещания в течение суток.
В этот объем включается время, занимаемое бегущей строкой.
5. На радио- и телепрограммах не допускается усиление звука во время трансляции рекламы в эфире.