Заместитель главы МЭРТ Иван Матеров на днях заявил, что «рост благосостояния населения и внутреннего рынка возможен только в ситуации, если инвестиции будут расти опережающими темпами, способствуя увеличению капиталовложений в экономику и стабилизации рынка в целом». Очередные замечательные слова. Они несомненно свидетельствуют о правильном понимании вопроса. Приятно, когда за экономическую политику страны отвечают профессионалы. Но, что интересно, наличие прогрессивных идей, широко декларируемых к месту и не очень, по факту мало чем отличает действующих чиновников от их «безнадежно отсталых» предшественников. Факты – неудобная вещь.
Год заканчивается. Посмотрим же на факты из новейшей экономической истории. Все сложилось в соответствии с поговоркой - как встретишь год…ну и так далее. Начинался год безостановочными обсуждениями «важнейших, неотложно необходимых экономических реформ»… И этим же закончился. Мощный лоббизм в соединении с диким межведомственно-чиновничьим упорством в итоге привел к тому, что еще один благоприятный с финансовой точки зрения год ушел на согласования, утряски, визирование, учет интересов и голосования. Здесь вспоминаются слова А. Чубайса, собственная реформа которого, несмотря на его всероссийско известную способность добиваться желаемого, тоже задерживается. Он сказал, что перенос Госдумой законопроектов по электроэнергетике приведет к тому, что реально реформа сможет начаться в 2008-2009 г. Если будем живы. Арифметика простая: 1.5-2 года после принятия необходимых законов необходимы на подготовительные мероприятия, а 2003 г. – парламентские выборы, 2004 – президентские и т. д. Эти расчеты, оставляя их точность на совести оратора, можно отнести и ко всем так и не начавшимся реформам монополий. А кто знает, какой будет мировая конъюнктура в 2004, 2006 и далее годах. Запас прочности российской экономики, обусловленный провалом девяносто восьмого года, потихоньку уменьшается. И реальное бездействие правительства в важнейших вопросах, чем бы оно его не объясняло, все более осложняет среднесрочные перспективы страны. К слову говоря, по экономическому росту 2002 г. мы находимся на почетном 11 месте среди заклятых друзей по СНГ.
Не менее любимый, чем реформирование естественных монополий, «флаг», который гордо несет правительство – это привлечение инвестиций. С ними дело обстоит тоже не очень. Когда в прошлом году Госдума приняла предложение правительства и снизила ставку налога на прибыль с 35% до 24% с одновременной отменой всех льгот по уплате данного налога, большинство наших психологически неустойчивых граждан-комментаторов зашлись от восторга. Конечно, ведь теперь у нас прибыль облагается по одной из самых низких ставок в мире. Но оправдались прогнозы другой части аналитиков. Налог на прибыль вернул первое место по объемам поступающих средств в бюджет налогу на добавленную стоимость, а главное - резко снизились инвестиции в основной капитал, без которых невозможен экономический рост. Ведь до этого года прибыль большинства крупнейших компаний страны в реальности облагалась не по отмененной под крики «ура» ставке в 35%, а в два раза меньшей. Ведь до 50 процентов прибыли, направляемой на модернизацию производства, разрешено было выводить из-под налогообложения. И реальная ставка налога составляла для компаний, активно инвестирующих, лишь 17.5 процентов! Компаниям вместо того, чтобы спокойно заниматься основной деятельностью и делать инвестиции в будущее, пришлось искать очередные лазейки, чтобы справиться с проводимой для их блага реформой. Некоторые, имеющие специально обученных сотрудников и дорогостоящих консультантов, довольно быстро нашли разовый выход - провели переоценку основных фондов и ввели ускоренную амортизацию. Но переоценку каждый месяц не будешь проводить. И в итоге мы имеем такую поучительную динамику роста инвестиций в основной капитал: 2000 г. – 17.7%, 2001 г. – 8.7%, 2002 – 4% (предварительная оценка).
Последняя история привлечения инвестиций – приватизация «Славнефти» - это просто пример, как не надо делать. Сначала массированные PR-заявления о мегасделке, рекордной сумме, которую со дня на день получит страна от продажи компании на прозрачном и честном аукционе, растиражированные заверения о том, что беспредел 1995 г. не повторится. А в результате – пшик, еще более позорный оттого, что сейчас действительно не девяносто пятый, а 2002 г., за нами пристально наблюдают, и от России ждут хоть какого-то соответствия громких деклараций и реально проводимой экономической политики. Победная цифра в $1.86 млрд. заставляет делать ставки исключительно на сумму заплаченных комиссионных, поделенных между участниками сделки года. Для некоторых, можно с уверенностью утверждать, этот аукцион стал делом жизни. Во всех смыслах этого слова. Только не надо горевать, сколько бы могла страна получить от расставания со «Славнефтью», если бы в аукционе участвовали BP или Exxon, или, «на худой конец», китайская компания, которую даже вроде как специально приглашали. Но не сложилось. Это «не сложилось» стоило стране недополученных миллиардов долларов. И это происходит в области привлечения инвестиций, которая, напомним, является приоритетной для правительства. Что уж говорить о других. Представитель аукционистов-победителей – президент «Сибнефти» Евгений Швидлер великолепно прокомментировал свой успех: «на сегодняшний день…это и есть справедливая форма конкуренции для данной местности и данного времени». Гениально. На уровне афоризма. Но очень не хочется мириться с таким диагнозом и определением «местность». В такую местность настоящие инвесторы не скоро заглянут. Да и свои будут коситься на сторону.