Американское правительство с помпой объявило о заключении эпохального соглашения с десятью крупнейшими инвестиционными банками. Оно устанавливает новые правила игры в сфере инвестиционного консалтинга. Напуганные последствиями «корпоративных скандалов» регулирующие органы США и банки несколько месяцев обсуждали детали соглашения, которое позволило бы восстановить доверие инвесторов, подорванное крупномасштабными финансовыми махинациями.
Удовольствие работать в новом, свободном от завышенных оценок и своекорыстных интересов, бизнес-климате инвестиционным банкам обойдется недешево. В графе «штрафы» бухгалтерской отчетности банки укажут в общей сложности 900 млн. долларов, еще на 450 млн. им придется профинансировать деятельность «независимых аналитических фирм», 85 млн. пойдет на общенациональную программу обучения инвесторов. Такова цена сделки с правительством, которое в ответ обязуется прекратить расследование против банков, подозреваемых в чрезмерном инвестиционном оптимизме.
Интерес американского правительства к профессиональным инвестиционным консультантам возник не на пустом месте. Т.н. «корпоративные скандалы», в ходе которых владельцы акций столпов американского бизнеса узнали множество интересных подробностей о реальном состоянии дел, задели не только махинаторов. Регулирующие органы начали разматывать всю цепочку, включавшую инвестиционные фонды, аудиторские и консалтинговые компании.
Крупнейшие акционерные общества США понесли сравнительно небольшие потери - наказаны были лишь те, кого уже нельзя было спасти. Остальным же лишь ужесточили правила отчетности. Аудиторам повезло меньше - на их долю выпали санкции, стоившие «жизни» таким монстрам, как Arthur Andersen. Даже в этом случае регулирующие органы действовали мягко - давили тех, кого уже невозможно было спасти. В случае же с инвестиционными консультантами правительство поступает так, как будто наконец нашло истинных виновников всех бед.
Вина инвестиционных банков так и не была доказана в суде - дело прекратили с формулировкой «обвиняемые не признают и не отрицают своей вины», однако штрафы им все равно заплатить придется. Заключая такое подобие мирового соглашения, правительство США выигрывает время - ведь процесс с крупнейшими финансовыми институтами страны займет не один год, а исход его не вполне очевиден. С другой стороны, банки, которым также не нужен этот процесс и сопутствующий ему многолетний скандал, не менее правительства заинтересованы в полюбовном разрешении конфликта. Однако наложение штрафа в данном случае - суть настоящее признание вины, причем, в отличие от судебного процесса, без права на апелляцию в высшие инстанции и к общественному мнению.
Желая поскорее разрулить ситуацию, американская администрация губит репутацию крупнейших финансовых институтов страны. Получив свои полтора миллиарда долларов, правительство не гарантирует банки от исков со стороны приободрившихся клиентов, которые по приблизительным оценкам могут быть в 2-3 раза выше суммы штрафов.
Хуже всего то, что, взыскав с банков, правительство лишило части прибыли их акционеров. Так дивиденд по акциям Citigroup, которой предстоит выплатить наибольший штраф, - 300 млн. долларов - в четвертом квартале сократится на 40%, а стоимость акций упала в этом году на 24%. Замечательный рождественский подарок инвесторам, чье доверие Белый дом пытается возродить всеми доступными методами. К сожалению инвесторов, методы эти не отличаются расчетом. Как то принято в Техасе, на родине нынешнего президента США, в «плохих парней» сначала стреляют, а уже потом спрашивают, где спрятано золото. Увы, в такой ситуации «плохие парни» зачастую уносят свой секрет в могилу.