Праздник - время вывешивать флаги. Пензенская область прошедший государственный праздник впервые отмечала с собственным областным флагом, утвержденным всего месяц назад. Герб был и раньше, уже четыре года, как приняли закон. Герб был прописан именно такой, какой Пенза всегда за собой знала: в зеленом поле три снопа - пшеничный, ячменный и просяный. Когда дошла очередь до флага, губернатор и депутаты решили сделать его таким, чтобы ух, чтобы все лопнули от зависти.
"Флаг Пензенской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из одной вертикальной и одной горизонтальной полос: вертикальной - зеленого (травяного), горизонтальной - желтого (золотистого) цвета. Отношение высоты флага к его длине 1:1,6. Ширина вертикальной полосы равна 1/4 ее высоты. По центру желтой (золотистой) полосы с небольшим смещением вверх и влево к древку флага располагается символическое изображение Спаса Нерукотворного".
Нет, это не геометрическая головоломка для школьников: представить, как прямоугольник может состоять из двух полос, вертикальной и горизонтальной.
Разговор не про косноязычие региональных законов, не про геральдическую безграмотность. Среди гербов и флагов российских областей встречаются, по правде сказать, совсем нелепые - такова, скажем, символика Брянской или Ульяновской области - но они вызывают, пожалуй, даже сочувствие. Сочувствие к искреннему желанию не забыть и не обидеть ни дореволюционные, ни советские знаки отличия, для области одинаково дорогие и заслуженные.
Тем более речь не о страшилке "клерикализации", как будто наступающей на светское многонациональное государство. В конце концов, даже самые зашоренные и потому агрессивные борцы с мракобесием не могут ничего сказать ни против "свят-Егория" на российском и московском гербах, ни против Андреевского креста на военных кораблях - а ведь и то и другое, безусловно, символы православного христианства.
Здесь - другое. Набоков, чтобы объяснить американским студентам русское слово "пошлость", выражал его двумя английскими - "posh lust". Они не только копируют звучание слова, но и на редкость точно передают его смысл. "Вожделение шикарного". Желание выразить себя на самом-самом уровне, на который смотришь - и вдруг становится тошно до невозможности.
Геральдические символы страны или местности прежде всего служат опознавательным знаком именно для этой территории, единственной и неповторимой. Символы, привязанные к местности, есть и в языке православного христианства. Так, архангел Михаил, которому христианское предание поручило охранять мирный восток от пришельцев, как никакой другой подходит для герба Киева, некогда пограничного, или Архангельска, бывшего морскими воротами для торговли с Европой. Богородичные иконы, которых десятки и десятки, часто обозначаются местными названиями - Смоленская, Тихвинская, Почаевская, Устюжская, Черниговская-Елецкая, несть им числа. Образы Спаса никогда не местные - они всеобщие, "нас ради человек и нашего ради спасения", везде и для всех.
Впрочем, образ, ныне срисованный для пензенской административной славы, тоже имел свое место пребывания: с 944 года он хранился в Константинополе. С падением города в 1204 году исчезла и икона. Теперь, восемь веков спустя, инсигнию столицы всей ойкумены подбирают и примеряют в губернском городе П. - том самом, что на полпути между Васюками и Урюпинском. Есть ли хоть малейшие на то права, даже неуместно спрашивать. Светской российской культуре пензенская земля подарила Лермонтова, Белинского, Куприна. Пензенский вклад в православную сокровищницу - хотя бы в российскую, не надо в мировую - скромнее скромного, скромнее просто некуда. Тем не менее примеряют, как оно смотрится на золотистом фоне, обозначающем (цитирую пензенских законодателей) «поля, интеллект, знания, свет, богатый урожай, перспективу». Шикарно. Почти как в старорежимном анекдоте: как чиновник, мечтающий о повышении, дома глядится в зеркало - каков он в заранее сшитом роскошном золоченом вицмундире. Солидно и внушительно, с какой стороны не погляди. "Вы, барин, прямо как лев" - подбадривает его слуга из простых деревенских. - "Да? Тебе-то откуда знать, где ты мог льва видеть?" - "Да как же, видел, в церкви нарисован: на ём господь Иисус Христос в Ерусалим въезжает".
Есть, правда, и другое предназначение геральдических знаков - заявлять не исключительность территории, а наоборот, ее принадлежность к чему-то большому или всеобщему. Такую роль выполняют серп и молот на флагах советских республик, полумесяцы на флагах исламских государств. Того же, возможно, хотели и пензенские власти. Тут бы им и задуматься, подходит ли на роль такого значка, отвлеченного и неодушевленного, лик Спасителя? Как он будет смотреться на бланках, визитках, прочей расходной канцбумпродукции? Неужели ни одна крупинка совести не подсказала, что не будет смотреться, что совсем неуместно? Выходит, что не подсказала. Новый флаг поддержали 26 областных депутатов, четверо против, трое воздержались. Закон принят. Маленькой Пензе удалась настоящая большая пошлость. Наверняка не пошлость века: век долгий и только начинается, еще много чем удивит. Пошлость десятилетия - возможно. Пошлость года - бесспорно. Позолоченная, гордо развевающаяся на ветрах и вьюгах. Приезжайте в Пензу и посмотрите. Пока не застыдились и не сняли.