Принимая Бюджет-2003, депутаты удержались от соблазна прописать в нем предельные размеры повышения тарифов естественных монополий, переложив все приятные и неприятные моменты, сопровождающие этот процесс, на плечи правительства. Решение безусловно разумное.
Во-первых, в преддверии выборов голосование за какое-либо «повышение», пусть даже на полпроцента, привело бы к непропорциональной потере голосов избирателей. Во-вторых, обдумывая все финансовые и политические составляющие голосования за те или иные цифры, можно было затянуть принятие Бюджета-2003 на неприлично долгий срок. В-третьих, перекладывая решение на плечи правительства, депутаты сняли с себя и всю ответственность за его последствия. Ну и, наконец, определение пределов роста тарифов в бюджете вызывало как юридические, так и логические сомнения. Ведь следуя этой логике, можно было бы прописать и пределы роста отпускных цен предприятий розничной торговли. В общем депутаты благоразумно решили отдать вопрос на откуп правительству, про которое, в случае чего, всегда можно напомнить, что оно антинародное.
Правительство упрашивать себя не заставило, и, не дожидаясь отведенного срока - 31 декабря, - определило пределы роста тарифов на продукцию монополистов - электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки. Предел повышения цены на электроэнергию для РАО «ЕЭС» был установлен в 13-14% (17-19% для оптового рынка), а для «Росэнергоатома» в 9,9%; на газ - в 20%; на железнодорожные перевозки - в 12%. Те же самые цифры, предложенные Минэкономразвития, фигурировали и в проекте Бюджета-2003, так что от переноса места рассмотрения вопроса с Охотного ряда на Краснопресненскую набережную сумма для монополистов не изменилась. «Газпром» так и не достиг желаемой планки в 37%, РАО «ЕЭС» - в 22% (22-24% для оптовых цен), «Росэнергоатом» - в 39%, а МПС - в 21%.
Объясняя, почему депутатско-правительственный предел повышения тарифов их не устраивает, монополисты говорили о необходимости выхода из долгового и инвестиционного кризисов. Мол, повысив тарифы, мы приблизимся к самоокупаемости, станем более привлекательными для инвесторов, сможем больше инвестировать в развитие и тому подобное. Однако, вместо желаемого повышения тарифов монополисты получили от правительства жесткий отлуп.
По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, в этом году, несмотря на рекомендации правительства, монополии существенно превысили лимиты увеличения фонда оплаты труда и роста эксплуатационных издержек. Греф пообещал заставить монополии «уже в будущем году при подготовке инвестиционных программ исходить из принципа построения программ на основе инвестиционных проектов». Проще говоря, монополисты престанут тратить полученные от государства инвестиционные субсидии и собственные реинвестируемые средства, как их высший менеджмент на душу положит.
Кроме того, Греф указал на необходимость повышения прозрачности движения средств монополистов, в частности, конкурсного выбора поставщиков товаров и услуг для их нужд. Глава правительства Михаил Касьянов поддержал своего министра, добавив, что монополиям необходимо сокращать необоснованные затраты и избавляться от непрофильных активов.
Не обошлось, однако, и без «пряника». По мнению Касьянова, правительство в недалеком будущем сможет отказаться от непосредственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, передав эти функции соответствующим органам. Впрочем, конкретных сроков вручения такого подарка Касьянов не назвал, зато Греф назвал достаточно определенные сроки, когда Россия сможет почувствовать последствия сегодняшнего решения правительства. По мнению главы Минэкономразвития, эффект будет заметен уже в феврале-марте 2003 года. Согласно его оценке, изменение тарифов на товары и услуги естественных монополий приведет к росту себестоимости производства в основных отраслях отечественной промышленности примерно на 3,5%.
Процесс дерегулирования цен и тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки также естественен; как и монопольное положение их производителей. Путь его пролегает между Сциллой искусственного замедления дерегулирования из опасения усложнить социальную обстановку и Харибдой дерегулирования монополий по их собственному сценарию. С первой опасностью реформаторы из правительства научились справляться. Последнее заседание и жесткая позиция главных по экономике показали, что правительство готово ко встрече и со второй.