Газпром представил свой новый стратегический проект в области экспорта российского газа - строительство Северо-Европейского газопровода. Как сообщил глава "Газпрома" Алексей Миллер, это будет принципиально новый маршрут, который напрямую свяжет газотранспортные сети России и стран Балтии с общеевропейской газовой сетью. Общая стоимость строительства газопровода длиной 3 тысячи километров составит 5,7 миллиарда долларов. Трасса газопровода пройдет по дну Балтийского моря (от Выборга до побережья Германии). Протяженность этого участка составит почти тысячу двести километров, а его стоимость - 2,5 миллиарда долларов. Строительство дополнительного участка до Нидерландов обойдется в 1,5 миллиарда долларов, а участка до Великобритании - в 500 миллионов долларов. Проект предусматривает строительство морских отводов для подачи газа в Калининградскую область, а также Финляндию, Данию, Швецию и другие страны.
Хотя Газпром и презентует свой проект как чисто экономический, это утверждение выглядит достаточно спорным. По версии Газпрома отсутствие на пути газопровода транзитных государств экономически выгодно, так как снижает страховые риски и стоимость транспортировки, тем более, что Европа планирует в течение 7-8 лет увеличить потребление российского газа более чем на 50%. Однако сложность в том, что этот проект альтернативен уже действующим маршрутам по транспортировке газа через Украину и Белоруссию. Причем,трубы, как украинской, так и белорусской ветки, заполнены далеко не полностью. Поэтому строительство нового, да еще и подводного канала транспортировки газа, с экономической точки зрения не оправдано. Ситуация осложняется еще и тем, что для задолжавшего не один миллиард долларов Газпрома столь дорогостоящий проект просто не по карману. Так что чисто экономическими причинами реализацию его вряд ли оправдаешь.
Зато политический резон – существенный, да и для имиджа компании выгода немалая. Ведь возможность транспортировать газ в обход Беларуси и Украины позволит Газпрому оказывать серьезное давление на братские республики. Украина с Беларусью волей-неволей должны будут отказаться от практики воровства российского газа и существенно снизить транзитные сборы для того, чтобы маршруты, проходящие по их территории, могли успешно конкурировать с обходным. Помимо этого «трубная» независимость позволит Газпрому гораздо успешнее договариваться и с западными партнерами, в глазах которых он тут же становится самостоятельным и самым надежным из зарубежных поставщиком газа в ЕС. Видимо, именно на европейцев и делает ставку Газпром, надеясь насобирать 5,7 млрд. долларов на проект, хотя пока о том, что какая-либо из европейских компаний проявила свою заинтересованность , не слышно.
В результате складывается парадоксальная с экономической точки зрения ситуация. Газпром, уже имеющий немалое количество полупустых газопроводов в Европу, которых вполне достаточно, чтобы покрыть всю потребность в транспортировке газа на Запад даже с учетом повышения спроса, хочет строить еще один. И этот один - совсем не из дешевых. При этом компания уже должна немалые деньги; средств на разработку новых месторождений нет, а добыча газа неуклонно сокращается. После строительства, с транспортной точки зрения, Газпром ничего, кроме еще одного полупустого газопровода, не получает.
Однако ставки в этой игре больше, чем жизнь, а глобальная стратегия важнее текущей экономической целесообразности. Ведь в условиях, когда европейская потребность в газе год от года растет, привилегия официального поставщика европейского двора открывает гигантские перспективы. Если Газпрому удастся закрепиться на европейском рынке в качестве независимого от «братских» народов поставщика, постоянный рост спроса на газ со стороны европейских потребителей ему обеспечен. Тем более, что конкурентоспособность российского газа на европейском рынке одна из самых высоких; и все, что нам мешает стать центральной фигурой газообеспечения Европы, - отсутствие независимого маршрута транспортировки. С этой точки зрения строительство трубы, пусть третьей, пятой, десятой, главное, первой независимой, - задача стратегическая, и упор делается скорее не на сам новый маршрут транспортировки, а на рычаги, которые благодаря ему возникнут. Остается надеяться, что, несмотря на финансовые и многие другие сложности, Газпрому все-таки удастся осуществить этот проект, и мы надолго закрепим за собой титул королей голубого топлива.