GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Свет в конце светского государства

Церковь не должна быть отделена от гражданского общества

Споры относительно преподавания религиозных предметов в школе наконец-то вышли на государственный уровень. Министр образования Филиппов озвучил официальную позицию своего ведомства: предмета «закон Божий» не будет, а будут только «основы православной культуры», только по желанию родителей и только на факультативной основе. Это соломоново решение подвело своеобразный промежуточный итог двум разнонаправленным пиар-кампаниям. Одной - под лозунгом «бороться с бездуховностью и безнравственностью можно только при помощи Церкви». Другой - «Россия - светское государство, вера - личное дело каждого». В дискуссии отметились правительство в лице А. Волина (среди противников религиозного образования), КПРФ в лице Г. Зюганова (среди его сторонников) и ещё целый ряд видных (и не очень) общественных, научных, культурных и прочих деятелей.

Наверное, сегодня нет ни одной тройки самых глубоких единомышленников по всем актуальным вопросам современности, которые бы не переругались по вопросу о допустимой степени участия Церкви в общественной жизни. Единства по этому вопросу нет и среди прихожан храмов, и в политсоветах всех без исключения партий, и даже среди членов атеистического общества «Атом», созданного уже в постъельцинскую эру специально для борьбы с «поповщиной». Поэтому ни одна общественная сила не оказалась способной сформулировать внятную и недвусмысленную позицию по этому поводу, в результате чего дискуссия о церковном образовании стала дискуссией отдельных личностей. Вопрос, между тем, острой социальной и исторической значимости - именно он послужил в своё время причиной огромного количества расколов в истории европейских политических партий. Линия разлома проходила по этому простому и бесхитростному вопросу: пускать или не пускать человека в рясе к детям.

Понятно, почему. Вопрос о религиозном образовании - не что иное, как эвфемизм вопроса о роле и месте религии в пострелигиозном обществе, где любая религиозная картина мира, в центре которой Бог, является прямой противоположностью, прямым отрицанием всей бытовой и социальной реальности, центром которой гуманизм провозгласил человека. Там, где папы и патриархи когда-то боролись за высшую власть с монархами, «конфессиям» теперь отведена роль департаментов по «духовности» при министерстве культуры. И поэтому вопрос «пускать или не пускать» религию в школы лишь подменяет другой, более общий: является ли вера органичным элементом социальной жизни, или же она возможна только в индивидуальной, персональной форме «поисков себя»? Или, в евангельских категориях ("Пустите детей приходить ко Мне") - «пускать» или «не пускать» детей приходить на вероучительную проповедь (именно проповедь, а не нейтральный общеобразовательный курс).

Пятнадцать лет назад первая значительная волна обратившихся к Церкви - сразу после того, как её снова «разрешили» после тысячелетия Крещения Руси - такого вопроса перед собой даже не ставила. СССР был идеократическим государством, где религиозное образование - в формате коммунистической пропаганды - было стержнем всей образовательной системы. Переход же из одной религии в другую оказывался просто сменой матрицы - и родители ничтоже сумняшеся вели своих подчас великовозрастных детей в только что открывшиеся воскресные школы. В числе таких детей оказался тогда и я, уже прочитавший к тому времени протестантскую «детскую Библию» и потому библейским сюжетом не интересовавшийся, - а ничего другого батюшка детям рассказать поначалу и не мог. Потом было иначе. Нашу воскресную школу стал патронировать издательский отдел патриархата, и в ней появились факультативы по старославянскому и классическим языкам, истории Церкви, патристике и богословию, которым нас учили преподаватели Троице-Сергиевой семинарии. В этом смысле мы, выпускники этой воскресной школы, можем считаться представителями одного из самых первых поколений, для которых словосочетание «религиозное образование в детском возрасте» - не мифологическая абстракция, а реально пережитый опыт. И именно поэтому мы особенно остро ощущаем тот факт, что дискуссия о светском и религиозном образовании в школе ведётся на основе мифов и идеологических штампов - а потому идёт на разных языках и по определению не может привести ни к какому позитивному результату.

Парадоксальный поворот тезиса о «свободе совести», в раннюю перестройку понимавшегося не иначе как «свобода религий», а теперь являющийся флагом антирелигиозного тренда - результат действия одного из главных мифов такого рода. Поверить, что религиозное образование как-то «форматирует» людей, предопределяя их духовно-нравственный выбор и лишая их «свободы совести», можно только забыв, что помимо школы дети смотрят телевизор, играют в компьютер и общаются со сверстниками. Именно поэтому страх перед попом, который придёт в школы набирать себе паству, бессмыслен. Равно как и перед поповской необразованностью: средний выпускник семинарии, не говоря уже о практикующем священнике, гораздо более образован, и не только в своей прямой специальности, чем средний же школьный учитель. Кроме того, за эти пятнадцать лет в Церковь пришло целое новое поколение - энергичное и деятельное. В школу же за этот период не пришёл никто. И, наконец, наиболее близоруким выглядит штамп «многоконфессиональной» страны: именно «светскость» образования, религиозная часть которого «добирается» на арабские деньги в подпольных медресе, является одной из прямых причин появления «шахидов», неспособных прочитать по-арабски бисмиллях на своей зелёной повязке, но зато точно знающих из «правильных» брошюрок, что надо делать с неверными.

Но главным аргументом в пользу введения религиозных предметов в общеобразовательный системный курс является даже не это. А то, что «светское» гражданское общество на основе светских же моральных авторитетов построить не удаётся. То, что фактически провалился Гражданский Форум год назад, случилось вовсе не из-за того, что его организовывал Павловский, а из-за того, что некоммерческий «третий сектор» понимался буквально - как общественно-экологическо-правозащитная тусовка. И, как нетрудно догадаться, говорить им с властью было не о чем. Церковь же, главным источником финансирования которой являются не бюджет и не западные гранты, оказывается наиболее подходящей основой негосударственного и некоммерческого «третьего сектора». Впрочем, тут многое зависит и от самой Церкви, ее готовности возложить на себя социальную миссию и способности держать дистанцию от власти.

26.11.2002
Алексей Чадаев

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера