В предверии декабрьского заседания правительства, на котором будут подведены предварительные итоги налоговой реформы, Михаил Касьянов решил провести разминку и услышать мнение тех, ради кого эта реформа затевалась. На вчерашнем заседании Совета по предпринимательству именно этот вопрос и рассматривался.
Обе стороны серьезно подготовились к встрече. Бизнесмены пришли с целым пакетом предложений по дальнейшему снижению налогов, а чиновники со стопкой выкладок, обосновывающей невозможность этого. Видимо, памятуя о своей неготовности к обсуждению Бюджета-2003, Алексей Кудрин запасся доказательной базой. В результате вместо бесплодных дебатов, вылившихся затем в публичный спор, заседание принесло вполне осязаемые плоды.
Началось оно с речи Михаила Касьянова, сообщившего, что «за годы проведения налоговой реформы предпринимательская ситуация и инвестиционный климат серьезно улучшились», а «в настоящее время в центре внимания правительства стоит вопрос упрощения налогообложения и снижения налогового бремени». При этом конечной целью, по словам премьера, является справедливое налогообложение и ему особенно важно знать мнение предпринимателей, «чтобы затем вместе выработать дальнейшие шаги».
Предприниматели не замедлили с выражением своего мнения, которое заключается в том, что непременным условием роста экономики является снижение налогов, и даже указали, каких именно и в первую очередь. Михаил Ходорковский и Каха Бендукидзе представили заранее припасенную программу снижения налогов.
Наиболее вредным, по мнению предпринимателей, является введенный с этого года единый социальный налог (ЕСН), который, вопреки уставной цели, так и не способствовал массовому обелению фондов оплаты труда. По мнению Бендукидзе, реальный масштаб уплаты этого налога составляет 11-13%% вместо 35,6%, поэтому было бы логично официально установить его в размере 11%. Устами Бендукидзе предприниматели сообщили правительству, какой размер налога они готовы платить. Больший налог просто не будет платиться, как это и происходит сейчас, однако первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил, что ЕСН может быть снижен не ранее 2005 года и не более, чем на 5%.
Еще более радикальное предложение прозвучало на тему пресловутого НДС. Буквально следуя смыслу налога - на добавленную стоимость - предприниматели предложили начислять этот налог с разницы между себестоимостью товара и его продажной ценой, а не со всей цены продажи, как сейчас. Тогда удалось бы устранить сложную систему зачетов-расчетов-возвратов НДС и решить многострадальный вопрос возврата НДС экспортерам. Базовую ставку НДС предложено было сократить до уровня стран-основных торговых партнеров России, то есть до 14-16%%. Это предложение предпринимателей вроде не вызвало возражений - по словам Шаталова, Минфин даже рассматривает подобную идею, однако действующий порядок будет сохранен по крайней мере до 2005 года.
Предприниматели также раскритиковали отмену инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Хотя речи о ее возврате не шло, участники заседания намекнули, что отмена льготы должна быть компенсирована другими мерами, например, возможностью получения долгосрочного инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочки уплаты налога на инвестируемые средства, или снижением налога на прибыль, ставку которого выше 20% предприниматели считают несправедливой со всеми вытекающими последствиями.
Снижением налогов разговор не ограничился. Предприниматели предложили разработать порядок предварительного согласования налоговых последствий сделок с МНС. Из-за разных трактовок законов эти последствия непредсказуемы, а зачастую и весьма драматичны для налогоплательщиков. Этот вопрос тем более актуален, что Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) давно проталкивает другую революционную идею - статус «консолидированного налогоплательщика», когда группа предприятий, объединенная одним владельцем и производственным циклом, исчисляет и уплачивает все налоги как одно юридическое лицо.
Предприниматели продемонстрировали единый подход к налоговой реформе, который не нарушило даже особое мнение ЮКОСа, не склонного драматизировать последствия отмены инвестиционной льготы. Однако их главный оппонент - Минфин - в пику продемонстрировал данные о том, что в России самая низкая налоговая нагрузка в Европе. Согласно данным ведомства Алексея Кудрина, сегодня налоги в России составляют лишь 33,5% ВВП, а в следующем году их будет и того меньше - 31% от ВВП, тогда как в среднем в Евросоюзе они составляют 40,9% ВВП.
Как всегда, во время агитационных компаний по уплате налогов власть лукавит. Очевидно, что если в стабильной и законопослушной Германии не составляет труда собрать налогов почти на 41% ВВП, то в России приходится скорее удивляться, что несколько десятков крупных налогоплательщиков способны обеспечить собираемость налогов на уровне 33,5% ВВП. Как и в случае с «самым низким в Европе подоходным налогом - 13%», который при складывании с ЕСН превращается в самый высокий, агитаторы играют с цифрами.
Однако лукавство Минфину не помогло, и результатом стала постоянная рабочая группа под руководством Кудрина, которая будет состоять из представителей МНС, Минфина, Минэкономразвития и РСПП. Группе этой предстоит заняться сбором предложений по совершенствованию налоговой системы и подготовкой их к рассмотрению на заседаниях Совета и правительства. Таким образом, предприниматели с одной стороны получили легитимную возможность выступать с законодательными инициативами, а с другой обзавелись чиновничьим фильтром на пути к Касьянову.
Чем станет эта комиссия - рабочим органом при правительстве, способствующим скорейшему проведению налоговой реформы, или болотом, в котором реформа потонет, - пока неясно. Присуждать победу предпринимателям пока рано. Скорее, пользуясь спортивной терминологией, можно сказать, что шарик остался у судьи - Касьянова. Кому он его подаст, будет ясно в декабре, когда правительство вернется к этой теме. Тогда и увидим, стал ли Кудрин очередной преградой в диалоге бизнеса и власти или, наоборот, выстлал собой путь к их взаимопониманию.