Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2003 год». «За» проголосовали 302 депутата, 103 высказались «против», воздерживаться никто не стал. Голосование прошло гладко и не принесло неожиданностей. Российские экономисты, уделявшие повышенное внимание первому чтению, интересовавшиеся вторым, к третьему потеряли всякий интерес, уступив место болельщиков политологам.
Действительно, единственным экономически значимым событием сегодняшнего заседания Госдумы стали прения вокруг поправки думского комитета по бюджету и налогам, касающейся предельного уровня роста тарифов на продукцию естественных монополий. Согласно проекту поправки, предлагалось установить этот предел в размере 20%, в том числе на электроэнергию на оптовом рынке - 14%, на газ - 20%, железнодорожные перевозки - 12%. Однако проект был отклонен и взамен, лидерами центристских фракций была внесена новая поправка, согласно которой правительству поручается самому в срок до 31 декабря установить предельные размеры повышения тарифов на услуги естественных монополий. На том и порешили, оставив экономику в покое и перейдя к куда более увлекательной политике.
Лишь к третьему чтению парламентарии добрались до окончательного утверждения внутристатейного распределения средств. Под занавес депутаты решили выделить из дополнительных бюджетных доходов не менее 3 млрд. рублей на обеспечение антитеррористической деятельности. Таким образом думцы продемонстрировали, что уроки «Норд-Оста» даром не прошли, а набирающая силу угроза терроризма должна найти реальное отражение в главном финансовом документе страны. 39 млрд. рублей проходит по разделу «Дорожное хозяйство», из коих 150 млн. предназначено для строительства дорог к пограничным заставам в районах, прилегающих к российско-грузинской границе.
Таким образом бюджетную эпопею можно считать оконченной. Правда, будет еще четвертое чтение, во время которого обсуждаются в основном лингвистические и процедурные вопросы да финальное голосование за бюджет «в целом». Но ни языковедческие споры народных избранников, ни голосование за окончательный вариант, ни рассмотрение конечного продукта в Совете Федерации не предвещают сенсаций. Так что правительство уже может пить шампанское, хотя особых поводов для этого нет.
В первом чтении Госдума утвердила основные параметры бюджета страны на 2003 год: расходы в сумме 2,346 трлн. рублей и доходы – 2,418 трлн. рублей, которые должны образоваться, исходя из прогнозируемого объема ВВП в 13,05 трлн. рублей, уровня инфляции - 10%, курса рубля - 33,7 рублей за доллар и средней мировой цены на нефть - 21,5 долларов за баррель. Таким образом бюджет получался профицитным в размере 72,15 млрд. рублей, 51,5 млрд. из которых планируется направить на погашение долгов, а оставшиеся 20,74 млрд. - на пополнение финансового резерва.
Во втором чтении Госдума утвердила распределение бюджетных расходов в 2003 году по разделам функциональной классификации, в том числе по разделу «Государственное управление и местное самоуправление» расходы составят 66,5 млрд. рублей, «Международная деятельность» - 44,4 млрд., «Национальная оборона» - 345,7 млрд., «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства» - 244,8 млрд., «Промышленность, энергетика и строительство» - 64 млрд., «Военная реформа» - 14,6 млрд. Кроме того, в бюджете утвержден объем федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации в размере 173,2 млрд. рублей.
Подытоживая, можно сказать, что результаты сегодняшнего голосования, действительно, были достаточно предсказуемыми, однако, если рассматривать бюджет-2003 в целом, становится абсолютно не понятно, как столь спорный проект прошел практически без сучка без задоринки.
Каким образом был принят закон, согласно которому ожидаемый рост ВВП должен составить около 3,8%, когда большинство крупнейших мировых аналитических агентств, не склонных к реверансам в российскую сторону, прогнозируют рост порядка 4,5-5%. Примерно тоже и с инфляцией. Ожидаемый уровень инфляции в следующем году будет порядка 12-14%, но никак не 10%. Хотя перестраховка здесь имеет весьма конкретный смысл. Если рост ВВП и реальная инфляция будут выше заложенных в бюджет значений, значит и бюджетные поступления чуть подрастут. Будет чем расплатиться с долгами.
Обратная ситуация с нефтяными ценами. Предстоящий год по мнению многих будет одним из самых неспокойных для нефтяных рынков. И сегодня становится ясно, что неспокойным он будет скорее в минус, чем в плюс. Спрос на нефть не растет теми темпами, какие ожидались еще год назад, мировая экономика все глубже погружается в рецессию, возможность войны с Ираком становится все более гипотетической, ОПЕК сокращать добычу больше не собирается, а, наоборот, только превышает квоты: вот далеко не полный перечень обстоятельств, которые в будущем году будут способствовать снижению нефтяных цен. Напомним, что всего две недели назад (незадолго до начала процедуры возвращения инспекторов в Ирак) цена на российскую нефть уже приблизилась к бюджетной планке и сохраняла тенденцию к понижению. Тогда Urals стоил 21,8 доллара за баррель, и многие аналитики предрекали его падение до уровня в 20 долларов и даже ниже. Всего этого пока не происходит, и нефтяным ценам удается сохранять стабильность и даже чуть-чуть расти, исключительно благодаря ожидаемому началу инспекций ООН в Ираке. Весь мир, а вслед за ним и нефтяные рынки опасаются, что инспекторам удастся что-нибудь найти, и война сделается неизбежной. Однако надежда эта достаточно призрачная, и, как только инспекторские проверки перейдут в вялотекущую стадию, нефтяные цены продолжат свое падение. Следствием этого может стать то, что бюджетная планка в 21,5 долларов может оказаться недостижимой, и казна недополучит существенное количество нефтедолларов.
Если рассматривать все те моменты, где правительство пере- и недостраховалось, то в сумме мы вполне можем получить верный вектор. Даже если недоберем где-то на нефти, то переберем на инфляции и заниженном ВВП. Авось и сверстаем дебит с кредитом. Однако в условиях, когда на 2003 год приходится пик платежей по внешнему долгу и на эти цели в бюджете не хватает более 8 млрд. долларов, главный финансовый документ страны должен был бы подвергнуться гораздо более пристальному вниманию Госдумы. Ведь в том же бюджете устанавливается верхний предел государственного долга РФ на 1 января 2004 года в сумме 842,1 млрд. рублей. Ведь эти 8 млрд. долларов планируется взять из финансового резерва страны который, в свою очередь, формируется в основном из незапланированных бюджетом поступлений. Депутаты, без особых прений проголосовавшие за бюджет, решили, что при сложении «недо-» и «пере-» результат выйдет положительным, хотя с такой же вероятностью он может оказаться и отрицательным.