Очередной, шестой по счету ежегодный инвестиционный симпозиум «Новые возможности инвестиций в Россию» не предвещал сенсаций. Инвесторы рассчитывали, как обычно, поделиться друг с другом прогнозами макроэкономической ситуации, поучаствовать в приправленных некоторым количеством «лапши» презентациях различных проектов, покритиковать отдельные их недостатки, и, тем не менее, положительно оценив динамику инвестиционной привлекательности России, пообещать скорый приток инвестиций.
Вместо этого симпозиум стал ареной для публичного выяснения отношений между Советом директоров и Правлением РАО «ЕЭС России». На глазах у почтенной в прямом смысле этого слова публики представители России устроили перебранку, более достойную кухни в коммунальной квартире, чем залов отеля «Мариотт».
Вечером первого дня симпозиума член совета директоров РАО Александр Бранис в рамках круглого стола «Инвестиции в электроэнергетику России» устроил захватывающее шоу под названием «РАО ЕЭС: привлечение инвестиций или вывод активов». Смысл его выступления сводился к тому, что правильный вариант ответа - последний. Присутствующий на шоу заместитель председателя РАО Сергей Дубинин высказал недоумение позицией Браниса, так как они встречались незадолго до форума и обсуждали вопросы, поднятые на круглом столе. «Но вдруг Бранис выступил с заявлениями, которых он раньше не делал публично и в такой форме", - недоумевал Дубинин.
Впрочем, тогда стороны остались в рамках установленных приличий, которые не нарушил даже советник президента по экономике Андрей Илларионов, выхвативший микрофон и произнесший эмоциональный спич о несостоятельности плана реформирования РАО. Вероятно, не желая бороться с сонливостью участников факультативного круглого стола, Илларионов приберег главное блюдо на следующий день.
Взяв слово во время торжественного обеда, на котором присутствовало большинство участников симпозиума, Илларионов подверг критике политику руководства РАО, обвинив его в снижении производительности, эффективности, капитализации и низкой доходности компании. Сообщив, что РАО это «самая неэффективная компания в мире», руководство которой «отвратительно и нагло относится» к совету директоров и акционерам, президентский советник перешел на личности. Пытавшегося возражать Дубинина Илларионов назвал профессиональным лжецом. «Главная цель реструктуризации - супермонополия на электроэнергию и на политический контроль! Но они забыли, что они не шайка бандитов, а лишь менеджеры, которых можно нанимать и увольнять» - резюмировал Илларионов.
В зале повисла неловкая пауза, после которой один из присутствующих задал естественный в такой ситуации вопрос: почему же в таком случае государство, в собственности которого находится контрольный пакет акций РАО, не увольняет таких плохих менеджеров, а Илларионов, представляющий это самое государство, ведет себя как представитель миноритарного акционера, единственное оружие которого - скандал.
Эмоциональный выпад Илларионова может быть объяснен двояко. Если президентский советник, которого несколько лет назад считали чуть ли не третьим по влиятельности в стране, потерял былое влияние на президента, то его демарш на симпозиуме можно рассматривать как жест отчаяния человека, которому нечего терять в своем желании «достучаться до небес». В то же время внезапное исчезновение с симпозиума «по семейным обстоятельствам» Анатолия Чубайса, позволяет предположить, что он был предупрежден об опасности заранее, следовательно атака на РАО была домашней заготовкой.
Какими бы резонами не руководствовался Илларионов, а в дерьме он извалял всех, кроме самого предмета нападок. Методы, которыми действовал Илларионов, вызвали неодобрение участников симпозиума и вызвали скорее сочувствие к РАО, а организаторы встречи выступили с официальным заявлением, согласно которому они «приветствует споры и разные точки зрения, но негативно относится к выяснению личных отношений». Илларионов, который своим либертарианством заслужил благосклонность западных деловых кругов, вмиг ее потерял.
Впрочем, репутация Илларионова - это его личное дело. Выступив таким образом на официальном мероприятии, советник президента Илларионов вынудил Запад усомниться в состоятельности представляемого им государства. Ведь если даже само государство не может справиться с менеджерами компаний, которые оно контролирует, то какой частный инвестор рискнет вкладывать деньги в российскую экономику. А раз так, то какой смысл в получении высоких инвестиционных рейтингов, которые по сути являются не больше, чем формальностью?