Глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен рассказал конгрессу о планах своего ведомства по стимулированию национальной экономики. По словам Гринспена, одной из возможных мер является дальнейшее снижение учетной ставки, которая может быть даже равна 0, хотя есть и другие варианты. Например, ФРС может стимулировать приток денег в экономику путем более активной скупки ценных бумаг Казначейства.
Мы уже высказывали сомнение в необходимости такой меры, как увеличение денежной массы. Кроме старых соображений, имеются и другие, тоже не в пользу политики Гринспена. Учетная ставка была снижена с марта прошлого года в 4 раза, что составило абсолютный минимум за последний 41 год. Таким образом ФРС стремится простимулировать банки выдавать более дешевые кредиты, необходимые предприятиям для осуществления инвестиций.
В то же время, выступая перед конгрессом, Гринспен заявил, что все проблемы, с которыми сталкивается экономика страны, затрагивают ее движущую силу - частных потребителей. По данным Гринспена, частные потребители пока более осторожны в своих тратах, чем корпоративные. Даже если предположить правоту главы ФРС и допустить необходимость снижения учетной ставки, то получается, что стимулируя корпоративный сектор, он в то же время «обкрадывает» частный.
Известно, что 2/3 американской экономики ориентировано на потребителей - частных лиц. Снижая кредитные ставки, банки снижают и ставки доходов по различным финансовым инструментам, популярным среди американских рантье. Выплаты по ценным бумагам пенсионных фондов, накопительным вкладам и т.п. инструментам обычно привязаны к размеру учетной ставки. Соответственно, снижая учетную ставку, ФРС снижает и доходы американцев, живущих на ренту, а это значительная часть американских потребителей. То есть, кредитуя производителей продукции, ФРС одновременно снижает покупательскую способность ее потребителей.
Понимая, что снижение учетной ставки - это палка о двух концах, Гринспен пообещал конгрессменам, что, если экономика не отреагирует на действия ФРС быстрым подъемом, ставка будет снова увеличена. Правда, увеличивать ставку Гринспен собирается и в обратной ситуации, чтобы не допустить роста инфляции. В общем, заключил Гринспен свою речь перед конгрессом, политика ФРС по стимулированию экономики будет агрессивной.
Из слов Гринспена не становится ясным, в чем заключается агрессивность политики ФРС. Скорее это выглядит, как метание из стороны в сторону. Однако, слово «агрессивность» в отношении экономики все чаще звучит из уст официальных лиц США. Так, комментируя возможное назначение новым главой Федеральной комиссии по ценным бумагам и биржам (SEС) Майкла Чертоффа, обозреватели повторяют, что он будет агрессивным. Действительно, помощнику генпрокурора и главе криминального отдела Минюста, где Чертофф участвовал в расследовании недавних корпоративных скандалов, агрессивности, должно быть, не занимать.
Однако, американскую экономику сейчас скорее спасет взвешенность и холодная рассудительность. Будучи мировым лидером по внешнему долгу и бюджетному дефициту, Америка не может отказаться от амбиций сверхбогатой супердержавы. США хотят одновременно стимулировать корпоративный сектор дешевыми кредитами, частный - низкими налогами, своих торговых партнеров - льготным доступом на внутренний рынок и при этом иметь возможность кроить политическую карту мира по своему усмотрению. Аналогичные по масштабам амбиции, не подкрепленные должной толщиной кошелька, способствовали когда-то развалу СССР. Америка тогда записала это событие в свой актив, подробно рассказав всему миру, как коммунистическая сверхдержава была уничтожена не силой оружия, а экономическими методами. Похоже, оставшись в одиночестве, капиталистическая сверхдержава считает, что базовые законы экономики писаны не для нее.