Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что его ведомство представило в правительство проект постановления о начале обмена т.н. «коммерческой задолженности» СССР на еврооблигации. По мнению ряда российских СМИ, это стало реакцией на жесткую позицию Ассоциации кредиторов развивающихся рынков (Emerging markets creditors association, EMCA) и поддержавшего ее рейтингового агентства Moody’s.
Коммерческая задолженность - это долги советских государственных внешнеторговых организаций. Сумма долга первоначально считалась равной 6 млрд. долларов США, однако Счетная палата насчитала только 1,7 млрд. Для того, чтобы точно установить размер долгов, Минфин в прошлом году занялся их выверкой и сообщил о намерении переоформить долги в еврооблигации со сроком погашения в 2010 (проценты) и 2030 (сам долг) годах. Планы Минфина нашли одобрение в правительстве, и в январе текущего года Михаил Касьянов подписал соответствующее распоряжение. Первый выпуск еврооблигаций планировался на II квартал этого года, однако впоследствии был отложен на год.
Неожиданно в июле Минфин сообщил, что вся задолженность составляет не более половины от первоначальной суммы - около 2,9 млрд. долларов, из которых к тому моменту было выверено лишь 600 млн. Резкое сокращение суммы долга Минфин объяснил тем, что часть задолженности была урегулирована самими внешнеторговыми организациями, а задержку в переоформлении тем, что кредиторы медленно предоставляют сведения для расчета задолженности.
Однако EMCA, членам которой принадлежит большая часть коммерческих долгов СССР, подозревает, что Россия саботирует процесс переоформления. По мнению Ассоциации, это происходит потому, что Россия сама скупает задолженность на рынке с дисконтом – коммерческие долги СССР продаются сейчас за 60% от номинала. Косвенным подтверждением правоты кредиторов служит тот факт, что сумма задолженности за время сверки похудела вдвое.
В конце октября Ассоциация обратилась к рейтинговому агентству Moody’s с просьбой отложить повышение суверенного рейтинга России. EMCA обосновала свою просьбу тем, что в случае повышения рейтинга российское правительство может прекратить реструктуризацию коммерческой задолженности СССР.
Просьба была совершенно абсурдна да и бессмысленна. С таким же успехом к Moody’s можно было апеллировать и с обратной просьбой - повысить рейтинг России в благодарность за досрочное погашение долгов. Независимое рейтинговое агентство на то и независимое, чтобы самому решать, кто чего достоин. На этом строится репутация агентства и весомость присвоенных им рейтингов. К тому же повышение суверенного рейтинга страны, как правило, производится всеми рейтинговыми агентствами одновременно. Поэтому отказ Moody’s повышать рейтинг при условии, что Fitch и Standard & Poor’s это сделают, ничего для России не изменил бы.
Однако агентство буквально через несколько дней устами своего вице-президента пообещало «учесть эту просьбу». Сразу же после этого заявления российское правительство пообещало, что вскоре «сделает кредиторам предложение». Конкретные сроки названы не были, известно лишь то, что правительство рассматривает проект соответствующего постановления.
Вероятно, кредиторы наконец дожали российское правительство, которое решило от греха подальше форсировать процесс переоформления. Да и пора бы - ведь хорошо известно, что тому, кто неохотно отдает долги, новые кредиты дают также неохотно.