Калининградский вопрос, похоже, решён – разумеется, не в нашу пользу. Россияне теперь смогут посещать часть собственной территории по талончикам. Выдаваемым, конечно, на очень-очень либеральных условиях, отнюдь не называемых «визами», стоящих «очень мало или ничего». Это очень мило, но не отменяет главного факта – российский суверенитет над Калининградской областью теперь является в какой-то мере условным, так как зависит от доброй воли другой стороны. Добрая воля же имеет вредное свойство внезапно кончаться. В один прекрасный момент (например, в случае плохого поведения России в каком-нибудь вопросе) эти талончики могут «внезапно кончиться» - или быть отменёнными в одностороннем порядке. И российские граждане не смогут попасть на российскую же территорию.
Талоны - странный компромисс. Зачем было почти год рассуждать про невозможность разрушать Шенгенскую зону и нарушать законы ЕС, если вместо законных виз будут выдавать формальные талоны? Для чего было рассказывать страшные истории про русских варваров, которые наводнят Европу и привезут туда с собой наркотики и оружие, если в итоге талоны выдаются автоматически, всякому россиянину? Понятно, транзитный коридор и пломбированные вагоны - унизительны, скоростной поезд стоит денег. Но почему, если можно талоны, нельзя просто разрешить проезд по территории Литвы или Польши с российским паспортом по определенным магистралям или на определенное время?
Впрочем, вопросы праздные. Нельзя потому, что евроэлиты, то есть и те, кто принимает решения (евробюрократы), и те, кто создает общественное мнение, идеологически воспринимают Россию как врага. Все они выросли на общечеловеческих ценностях 90-х, среди которых далеко не последней является русофобия. Европа, конечно, разная, там много всего, тем более сейчас, когда оказалось, что ХХI век никак не хочет становится веком победного шествия гуманизма и прогресса. Однако для тех, кто более всего влияет на общеевропейские процессы, мифы 90-х по-прежнему актуальны, ибо они основа их влияния и силы.
Если же подойти к ситуации без мифов 90-х, то не то что транзитные коридоры, но и вопрос о безвизовом проезде российских граждан по территории Европы не кажется абсурдным или нереальным. Конечно, в рамках общечеловеческих мифов ситуация, при которой граждане Мексики и Гватемалы спокойно едут в Европу без всяких виз, а нам даже и для транзита требуется талон, естественна и логична: Россия - варварская страна, которая угрожает миру и прогрессу. Вне мифов оснований для защиты Шенгенской зоны от России немного.
Мысль о том, что русские ринутся работать в Европу и потопчут все европейские газоны своими сапогами, лестна для Европы, но далека от реальности. Работы нынче в Москве не меньше, чем в Париже, при этом не надо обходить суровые миграционные законы и изъясняться с работодателем на пальцах. Туристы и так едут куда хотят и насколько позволяют средства. Впору предположить, что местные арабы и турки ринутся в открытое безвизовое пространство России, вытесняя наших кавказцев с рынков и украинских рабочих со стройплощадок.
Наркотики и оружие - действительно проблема. Наши южные рубежи вовсе и не рубежи, а так, линия на карте. Но если проблема только в этом, то именно про южные границы и стоит говорить, именно это и стоит обсуждать. А не морочить голову гастарбайтерами, бандитами и бомжами.
В нынешней Европе далеко не все гладко, ХХI век внес свои жесткие коррективы в расстановку сил. Элиты 90-х по-прежнему сильны, но они уже не единственная сила. Им приходится бороться, приходится менять тактику и некоторые мифы. Россия может и должна этим воспользоваться. И в этом смысле поражение может обернуться победой. Теперь нам не нужно решать срочную локальную задачу, и вопрос можно ставить не о коридорах и транзитах, а о безвизовом въезде для всех граждан России. Впрочем, начать можно и с себя, а именно - начать выстраивать нормальную границу на юге, в конце концов, наркотики и оружие не только в Европу, но и в Россию идут.