GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Двадцать лет спустя

Стабильность как проклятье-2

Ровно двадцать лет назад, 10 ноября 1982 года нас постигла невосполнимая утрата – пожалуй, самая невосполнимая из всех многочисленных утрат того времени. Умерла эпоха по имени Леонид Брежнев. На первой кнопке была отменена передача «Спокойной ночи, малыши», завтрашние покойники из Политбюро где-то там, непонятно где, делили опустевшее кресло, а страна тоскливо прощалась с человеком, который сам жил и другим давал.

Хорошее было время, ничего не скажешь. Спокойное и счастливое. Жили, растили детей, строили социализм, повышали культуру быта, проводили Олимпиаду, боролись за мир во всём мире. Борис Ельцин был главой свердловского обкома КПСС, Александр Волошин – младшим научным сотрудником НИИ конъюнктуры, Шамиль Басаев – плотником в волгоградском колхозе, и все они вместе – совками. А совок с большой буквы С – одной из двух мировых сверхдержав. Память об этом земном рае мучает тех, кто постарше, как утраченная юность, тех, кто помоложе - как юность несостоявшаяся. Все, что было не со мной, помню - Брежнев будет вечно жить в сердцах людей, тогда не живших.

Брежнев – уникален. Ко всем прочим руководителям СССР у бывших советских людей, как правило, есть какое-то определённое отношение. Ленина, Сталина, Хрущёва, Андропова, Горбачёва – ненавидят, любят, презирают, напоказ игнорируют; вопрос исторической роли любого из них способен вызвать дискуссии до хрипоты практически на любой кухне. В то время как по дорогому Леониду Ильичу у самых разных людей – и социология это подтверждает – наблюдается своего рода молчаливый консенсус: к его эпохе не относятся никак, помещая свою точку зрения где-то в пространстве между лёгкой ностальгией и лёгкой иронией. Брежневский миф в национальном сознании – период всеобщего счастливого опьянения. Которое, как любое опьянение, неизбежно кончается рано или поздно головной болью наутро и зароком не пить ничего крепче чая. Что не отменяет, впрочем, тут же появляющихся планов отметить следующий праздник в том же духе и с теми же ингредиентами.

Стержнем этого мифа является понятие «застой». Застой – это время, когда ничего не происходит, лозунги ничего не значат, никто ни за что не отвечает и никто ничего не хочет. Застой – это когда нет никакой политики, кроме политики бесконечной консервации текущего положения вещей и расстановки точек над буквой «е» в слове «Ленин» на мавзолее. Применительно к Леониду Брежневу, государственному деятелю и лидеру страны, эти стереотипы являются ложными. У Брежнева была осмысленная политика.

Брежнев – автор системы договора элит, смысл которого был в том, что карательные функции государства в отношении руководителей не распространяются на жизнь, свободу и минимум социальных благ для наказуемых. Брежнев – автор идеи «разрядки», т.е. нормализации отношений с Западом и перемирия в «холодной войне», с развитием самого широкого экономического сотрудничества с «мировой буржуазией». Брежнев – мотор Продовольственной программы, целью которой было преодоление возникшей при Хрущёве импортозависимости СССР по продовольствию. Брежнев – сторонник развития высокотехнологичных сфер экономики, которые должны были вытянуть страну из сырьевого перекоса.

Характерно, что все без исключения эти начинания потерпели полный крах. Гуманизация репрессивного аппарата привела к всеобщей безответственности, «разрядка» обрушилась после начала афганского кризиса, Продовольственная программа упёрлась в структурное убожество колхозной системы, а проекты развития советского хайтека – в информационную закрытость СССР. И, главное, все они утонули в вязком и клейком болоте всеобщей народной любви к той самой стабильности и покою, олицетворявшимся брежневским режимом. Наконец, сам дорогой Леонид Ильич, в 64-м – сильный, стильный, энергичный лидер, полковник из армии победителей во Второй мировой войне, закончил карьеру позором орденоносного маразма. Впрочем, вины его в том немного: крайне трудно быть заложником системы консенсуса элит.

Это последнее – уже не только и не столько о Брежневе; мир его праху, Бог же есть не Бог мёртвых, но Бог живых (Мк 12;27). Общественное отношение к нынешнему главе государства как никогда близко к брежневскому идеалу: вялое, равнодушное одобрение большинства и всё более маргинализирующееся, совсем уж ничтожное меньшинство. Причём одобрение большинства направлено уже не столько на личность руководителя, сколько на создавшуюся при нём систему «стабильности», пусть зыбкой, непрочной, готовой в любой момент взорваться «Норд-Остом», но по крайней мере чуть более близкой к вожделенному вчера, чем ельцинское лихолетье. И в этом смысле тень дорогого Леонида Ильича, вынужденного принести в жертву этой всенародной жажде покоя все свои в общем-то благие начинания, служит весьма хорошим уроком Владимиру Владимировичу. Который покамест если и похож чем-то на Брежнева, то разве что своей любовью награждать орденами жадных до них деятелей науки и культуры. Однако уже сейчас «стабильность» связывает Путина по рукам и ногам, и одна за другой инициативы власти тонут в клейком киселе всенародной поддержки.

Перекроивший за три года всю ельцинскую систему  Путин, разумеется, не застыший раз и навсегда Брежнев, тем удивительнее схожесть общественных ожиданий. При этом нынешняя "стабильность" имеет одно существенное, кардинальное отличие от брежневского застоя. Тогда СССР был одним большим мавзолейным Ильичом, вечно живым по определению, и любые реформы и подвижки означали де-факто размораживание, начало конца системы. И поэтому единственной возможностью была  бесконечная консервация текущего положения вещей. В то время как в нынешней России консервация статус-кво губительна, и "стабильность" означает только одно - потерю бесценного времени, которое есть на что потратить. А "оставить всё как есть, пусть работает" нельзя: не работает.

Поэтому я не буду говорить спасибо дорогому Леониду Ильичу за своё счастливое детство. А лучше скажу спасибо дорогому Михаилу Сергеевичу за антиалкогольную кампанию. Не в буквальном смысле – за дефицит на спиртное и создание индустрии самогоноварения. А в переносно-мифологическом: трезвость – норма жизни, тогда как застой – "род духовной сивухи" (В.И.Ленин).  И очень не хотелось бы, чтобы о нынешнем главе государства вспоминали так же, как сейчас вспоминают о Брежневе. В конце концов пока ещё есть все основания для того, чтобы так не произошло.

Первая часть статьи: Стабильность как проклятье. Алексей Чадаев 04-11-2002

10.11.2002
Алексей Чадаев

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера