Вопрос "что делать?", можно считать, отошел в небытие и не порождает дискуссий - все закончилось. В активную фазу вступили споры на тему "кто виноват?". Ищут тех, кто не должен был допустить появления в Москве вооруженных людей количеством почти в полсотни, но допустил, кто задумывал всю эту акцию и координировал действия террористов, кто способствовал бегству и скрывал разыскиваемых. Есть и такие, особенно изысканного мышления люди, которые сваливают в ту же кучу и саму операцию освобождения, провозглашая ее убийственно неверной и вообще злобным преступным замыслом вечных душителей народа. Приводить доморощенные ответы на вопросы первого типа не могу, как не имеющая ни малейшего отношения к правоохранительным структурам, вторые, с одной стороны, требуют не менее тщательного анализа знатоков, с другой, вследствие личностей тех, кто выдвигает подобные обвинения, не могут вызывать серьезного к себе отношения. Так что я, с вашего позволения, обращусь к более глобальному ракурсу.
"Норд-Ост" вывел проблему Чечни из дальних рядов, где она до того времени себе относительно тихо пребывала, на первый план, заставив самых разных людей снова заняться поисками пути выхода из затяжного конфликта, а предъявленные требования террористов акцентировали особенное внимание на одном из способов разрешения ситуации - выводе войск из Чечни. У данной тактики всегда были свои поклонники, но именно захват заложников людьми, требующими вопреки обыкновению не деньги, визу, самолет или что-нибудь еще не менее компрометирующее, а то, с чем, вроде бы, согласны и некоторые россияне, увеличил число рассуждающих о пагубности присутствия федеральных сил на территориии Чечни. Как минимум многие родственники заложников в силу ситуации пришли к выводу, что предложения захватчиков не так уж плохи, а уж про то, что голос со всем правом возвысили всем известные пацифисты, типа того же С. Ковалева, и говорить не приходиться.
Примечательно, что никаких новых осмысленных объяснений, чем, собственно, присутствующие бойцы в Чечне так мешают превратиться ей в процветающую мирную республику, не прозвучало. А ведь этот вопрос немаловажен, раз уж мы действительно беремся анализировать ситуацию в данном ключе. В настоящее время, если не разбирать экспансивные заявления про вечно свободолюбивый народец, от которого сложно ждать цивилизованного поведения в ущерб самобытным привычкам, самые разумные аргументы звучат приблизительно таким образом: борьба с одними боевиками порождает других и война в целом превращается в нечто бесконечное, само от себя подпитывающееся.
Спорить с этим сложно, то есть лично я бы не взялась утверждать, что федеральные войска ведут себя исключительно деликатно и злость на их действия совершенно необоснованна. Но если дело только в поведении солдат, зачем драть глотку за их выведение? Почему не акцентировать внимание именно на проблеме недостойных действий и призвать к ее разрешению? В конце концов, в Чечне действительно есть бандформирования, и они по горам-лесам не грибы, пардон, собирают. Требовать вывода войск в этой ситуации все равно, что просить распустить милицию в каком-нибудь явно неблагоприятном районе только потому, что она и граждан временами обирает. Есть конкретные люди, а есть институт защиты населения. Если первые компрометируют второе, разбираться надо с ними, а не ликвидировать институт.
Сами по себе усиленные наряды, посты и требования к порядку не могут быть фитилем для войны. Вполне невинно стоящие в кустах ГИБДДшники, даже если их расставить через каждые два метра, вряд ли разозлят вас настолько, чтобы вы взяли гаечный ключ и пошли крушить их головы, верно? Либо они должны вести себя совершенно ужасно и вызывающе, либо у вас у самого есть какие-нибудь отдельные неблаговидные цели. В любом случае, и с тем и с тем надо разбираться, а не выходить с плакатом на улицу с требованием вывезти куда-нибудь подальше от города автоинспекцию всем составом. Да, лично вам будет легче лихачить на дорогах, но сможет ли ваш ребенок без опаски переходить проезжую часть?
Чеченская проблема не просто неоднозначно воспринимается обществом, в этом как раз ничего страшного нет, но чрезвычайно узко, причем как сторонниками сортирной тактики, так и ее противниками. И не только в описанных предложениях по решению. Скажу так: беда в том, что изначальный подход к причинам войны в Чечне - и официальный государственный и неформально маргинальный - были откровенно упрощены. Ограниченная подача войны с позиции целостности России привела к тому, что в то время, как одни отстаивают право РФ на сохранение своих границ, а другие кричат об "имперских замашках", самое главное-то из поля зрения ускользает - вот как раз наличие на свободолюбивой земле агрессивного терроризма и распространение ваххабизма, близость арабских стран к Чечне и связь тамошних боевиков с мировым анклавом зла. Плюс, конечно, исторические факты и особенности мироустройства данного региона.
Последнее чрезвычайно важно и должно, естественно, учитываться при урегулировании вопроса, не нужно преуменьшать значение национальной составляющей, но и использовать ее для оправдания зверств опасно. Не стоит также сваливать всю вину на отдельные личности, будь то В. Путин или А. Масхадов. Позиция, подобная американской, когда в роли мировой оси зла выступает одна персона типа Бен Ладена, а все прочие крутятся вокруг нее, по меньшей мере, несерьезна. Увлекаясь преследованием кого-то конкретно, есть опасность не докопаться до истинных причин. Так, проклиная Ельцина и Путина, наши борцы за права человеков как-то быстро забывают, что во время первой чеченской войны в горах находились и освобождались рабы с трудовым стажем в 20, а то и 30 лет! Тот факт, что о ту далекую пору Борис Николаевич, а подавно и Владимир Владимирович даже близко не числились у верхов власти, их, я так понимаю, не смущает. Как и то, что А. Масхадов уже президентом был, и ни к чему хорошему это не привело. Ну и так далее.
Такое ощущение, что мы ходим по какому-то заколдованному кругу. Как же можно удивляться, что ни конца, ни края у этого милитаристского хоровода не видно? Масса народу, в том числе и могущих что-то действительно сделать для решения проблемы, тянут мантры о "политическом урегулировании", толком не представляя себе, что же они сами под этим понимают. Какие-то заклинания звучат вокруг с невнятным содержанием "замочим" или "даешь независимость", самые разные политические силы разыгрывают войну в Чечне, как предвыборную карту, а вспоминать о ней приходиться простым людям вот в такие тяжелые моменты, когда беда касается их лично. Теперь, пока еще пар от дискуссий не растаял, а боль от трагедии жива, обратиться к теме профессионально, выйти за нарисованные рамки внутреннего конфликта, взяться за комплексное решение. И не так, что с шашкой наголо, обнаружив в себе умение проскакать галопом единым порывом, нет, тщательно и кропотливо, но серьезно и где надо - жестко претворить в жизнь стратегию, которую, вероятно, еще предстоит придумать.
Теперь не то что не профукать бы. Теперь хотя бы не забыть.
Ежедневные статьи Алины Мангутовой читайте в авторской рубрике "Письма из провинции"