Две недели до дня голосования – традиционная «точка невозврата», после которой начинается самая активная фаза предвыборной кампании и после которой партиям в действительности редко удается изменить сложившийся расклад сил. Последнее, впрочем, не мешает конкурентам по инерции продолжать неутомимую борьбу. Воевать друг с другом получается по-прежнему с трудом, но местная власть партиям расслабиться пока не позволяет.
Лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, например, очень холодно встретили в Хабаровске, где ему отказали во встрече с рабочими завода промышленного и гражданского домостроения. Кроме того, в аэропорт не явились, как это полагается по протоколу (все-таки третий человек в государстве – не шутка) губернатор региона Виктор Ишаев и председатель местного законодательного собрания Юрий Оноприенко. Именно это, судя по заявлениям Миронова, расстроило его едва ли не больше, чем несостоявшаяся встреча с рабочими. Глава «эсеров» вообще повел себя исключительно скромно: в отличие от Эдиты Пьехи, которая в схожей ситуации возглавила стихийный митинг, Миронов лишь посетовал на злокозненность местных властей. Разумеется, подобными заявлениями отечественного избирателя трудно удивить.
На Дальнем Востоке у справедливороссов вообще кампания складывается не слишком успешно. Во вторник партия Миронова выбыла из региональных выборов в Камчатском крае, поскольку более 50% кандидатов отказались участвовать в гонке. Местные комментаторы связывают это, в первую очередь, с истончением финансирования региональных отделений после решения Владимира Путина об участии в предвыборной кампании в списке «Единой России». Камчатский край, впрочем, стратегическим регионом для «эсеров» не был никогда, да и местные выборы на фоне федеральных смотрятся крайне блекло. С другой стороны, в том же Камчатском крае (а заодно и почти во всех остальных регионах Дальнего Востока) шансы «Справедливой России» в думской кампании не слишком велики.
Куда сложнее приходится СПС, лишившемуся в прошедший вторник еще двух региональных кандидатов. Об отказе в участии в выборах заявили лидер нижегородского списка Андрей Осипенко и возглавляющий партию в Брянской области Игорь Панкратов. Они в один голос обвинили руководство «Союза правых сил» в измене идеалам, а фактически – в том, что кампания ведется в расчете на пенсионеров, а не на ядерный электорат «правых». Борис Немцов, которому теперь уже никак не отыграть назад, традиционно обвинил власть в «давлении» и ответил Осипенко предельно резко, пообещав выгнать того из партии после 2 декабря. Панкратова выгонять не придется: он «положил партбилет на стол», упростив тем самым грядущую «чистку рядов».
Эти демарши – очередной удар по главному технологу СПС Антону Бакову: его трудами партия научилась довольно успешно работать с «левой» риторикой. Во многом именно с резким изменением лозунгов СПС связаны предыдущие региональные скандалы: напомним, что участвовать в выборах уже отказались идущие вторыми в Удмуртии и Краснодарском крае Сергей Середович и Ольга Марковская, а также лидеры дагестанского и ингушского списков Расул Алиев и Ваха Евлоев. Если партия потеряет четверть списка, она по закону будет снята с выборов, но, похоже, руководство «Союза правых сил» решило не дожидаться формальных причин для снятия. В тот же вторник, 13 ноября, президиум политсовета СПС принял решение об участии в «маршах несогласных», которые состоятся 24 и 25 ноября в Москве и Санкт-Петербурге. По всей видимости, представителей СПС можно будет увидеть и на нижегородском «марше»: оргкомитет в среду направил партии Бориса Немцова приглашение на мероприятие.
В том, что Никита Белых и Борис Немцов вполне осознанно двигаются в сторону Каспарова и Лимонова и намеренно осложняют свои отношения с властью, сомнений нет. Это странно для партии, весь имидж которой годами определялся как «лояльная правая оппозиция». Впрочем, СПС уже давно не правый. Теперь - и не лояльный. Но успешные и состоятельные избиратели, бывшие долгое время ядерным электоратом СПС, на «марши несогласных» ни при каких обстоятельствах не пойдут - просто потому, что они не ходят на марши, тем паче, вместе с нацболами. Так что от кульбитов Белых и Немцова выиграет только «Гражданская сила», которая со временем сможет претендовать на звание «правой» партии для «солидных господ». Сегодня же часть ядерного электората СПС от отчаяния готова переметнуться хоть к Жириновскому.
Лидер ЛДПР, кстати, поймал тот кураж, который всегда приносил ему изрядную долю голосов. Владимир Вольфович нарвался на громкий скандал в Тамбове, где в эфире местного телеканала «Новый век» обвинил лидера партячейки КПРФ и действующего депутата Госдумы Тамару Плетневу в том, что у нее «нет детей», «несколько мужей» и, наконец, в том, что первому номеру списка коммунистов «70 лет». Между делом Жириновский заметил, что глава ячейки КПРФ «добивает компартию в регионе». Разумеется, родившейся в 1947 году Плетневой пока еще шестьдесят (премьер-министру Виктору Зубкову, скажем, и того больше, что не мешает ему выглядеть очень хорошо), детей у нее двое, а муж – один (воспитанным в 50-60-е вообще трудно прививаются навыки полигамии) etc, но все это не так уж важно. Пока Тамара Плетнева будет судиться с вождем ЛДПР (а иск в 5,1 миллионов рублей Жириновскому, по словам обиженной женщины, обязательно будет предъявлен), обе партии имеют целый ряд поводов для яркой и эмоциональной агитации: и либерал-демократам, и коммунистам этой яркости не хватает, так что нет сомнений в том, что из повода будет выжат максимум.
Этот инцидент стал единственным ярким эпизодом межпартийной борьбы: все остальные сюжеты сводились или к анонимному биению стекол (в Пскове пострадал офис «Яблока»), или к проблемам с партийной агитацией (пропали билборды «Справедливой России» в Москве, милицией был свинчен щит КПРФ в Туле), или к аресту очередных тиражей (в Омске три члена СПС объявили после такого ареста голодовку).
В Твери же тем временем прошла учредительная конференция движения «За Путина», которое возглавили адвокат Павел Астахов, доярка Наталья Агапова и академик Ренат Акчурин. Основной своей целью новосозданная организация, в выборах участия не принимающая, но уже работающая едва ли не как партия, обозначила контроль над будущей Государственной Думой. Движение будет следить за тем, продолжает ли проводиться политика президента, тем самым де-факто становясь альтернативным центром силы. Но это в будущем, а уже 21 ноября в «Лужниках» состоится всероссийский форум сторонников президента. Что из этого получится, нам предстоит узнать в самое ближайшее время.