Чем ближе выборы, тем удобней о партийной борьбе писать телеграфной строкой: если еще недели три назад конфликты были ярки и единичны, то ныне одного их перечисления уже вполне достаточно.
«СПС» на прошедшей неделе продолжал сражаться с собственной предвыборной невезучестью. В Красноярске местный избирком изъял тираж партийной газеты, обвинив «Союз Правых Сил» в незаконном распространении издания и коммерческой рекламе. Борис Надеждин отмел все подозрения в незаконности и уверенно предположил, что крайизбирком мстит партии за удачное выступление на прошлых региональных выборах. Решение же по изданию должен принять на следующем заседании ЦИК. В Московской области и Челябинске партия пытается найти заказчиков и распространителей фальшивых листовок, призывающих ВИЧ-инфицированных голосовать за «СПС». В листовках, кроме всего, иногда указывается, что партия принимает больных СПИДом на работу в качестве агитаторов: подобные материалы распространяются почти в трети регионов страны, но до сих пор найти заказчиков не удалось.
Главный же бой «СПС» принял в Москве, в клубе «Гоголь», и закончилось все – особенно с учетом того, что дебаты (а точнее отказ «Единой России» от дискуссии в прямом эфире) были одной из самых обсуждаемых тем недели – весьма для партии плачевно.
Дебаты между первым номером московского списка «СПС» Марией Гайдар и идущим шестым по Москве от «ЕР» Сергеем Марковым обернулись невиданным политическим противостоянием: вместо не явившегося Маркова «партию власти» защищал писатель Эдуард Багиров, из зала в адрес Гайдар и ведущего дебатов Алексея Навального неслись оскорбления, на которые Навальный уже после дебатов ответил пулей из пневматического пистолета. Не обошлось без летающих кружек пива, разбитых голов (досталось «румоловцу» Илье Андросову, которого самые ретивые жж-юзеры тут же почему-то и обвинили в провокации, не удосужившись потом даже извиниться) и пресловутого «пойдем выйдем». Пара дней безудержной ругани в «ЖЖ» подробно описана Сергеем Ильиным, повторять им сделанное не будем. Заметим лишь, что голосование жюри присудило победу Багирову, а голосование зала – Гайдар, Алексей Навальный был отпущен из СИЗО на следующий же день, а блоги к концу недели совсем успокоились. Стоит надеяться, что тусовка все же довольно скоро найдет, чем себя потешить. Политическое содержание дискуссии почти никого не тронуло: оппонировавший Марии Гайдар Эдуард Багиров вообще политиком не является, а сама кандидат от «СПС» ничего нового не сказала. Выступление Гайдар можно посмотреть в Сети – оно производит очень тяжкое впечатление. Если «молодежь» «правых» действительно такова, партии светит хмурое будущее обычной тусовки, замкнутой на себе, а потому за пределами клуба «Гоголь» мало кому интересной. На этом фоне даже циник Баков выглядит неплохо: он, по крайней мере, отличается живостью ума и каким-никаким, но талантом.
«Справедливая Россия» в Смоленской области сражалась с администрацией Новодугинского района. Руководство района вызвало к себе кандидата от партии Татьяну Щербакову и настоятельно порекомендовало ей снять свою кандидатуру, пригрозив надавить на бюджетников, идущих по региональному списку. К чести Щербаковой, угроз она не испугалась и кандидатуру не сняла. Не испугалась и знаменитая певица Эдита Пьеха, которая не смогла выступить с концертом в нижегородском городе Кстово. Выступление, согласованное и оплаченное, оказалось сорванным по вине «Всемирной академии самбо»: организация по таинственным причинам (среди них чаще всего называется все то же административное давление) в последний момент отказалась предоставлять Пьехе помещение. Певица не растерялась и возглавила стихийный митинг, возникший возле академии самбо. Помещение в итоге, конечно же, предоставлено не было, но и народному возмущению ничто, кроме плохой погоды, не мешало.
Нижегородская область оказалась на прошлой неделе в центре пристального партийного внимания ЛДПР. Владимир Жириновский в ходе визита по области сделал несколько весьма примечательных заявлений. Во-первых, лидер ЛДПР предрек Валерию Шанцеву, которого назвал «лучшим губернатором России», место премьер-министра. На той же пресс-конференции Жириновский уверенно заявил, что партия наберет в регионе 20%. Все это выглядит более чем странно: если Жириновский вдруг каким-то образом договорился о чем-то с Валерием Шанцевым, зачем высказываться об этом почти в открытую? Если же никаких договоренностей между ЛДПР и руководством региона не было (а так оно, судя по всему, и есть), то всем этим заявлениям грош цена: и Шанцев вряд ли станет премьер-министром, и партия Жириновского не наберет в Нижегородской области 20%.
В Перми же, до которой Жириновский не доехал, во вторник на планерке одного из телеканалов было указано не пускать в эфир сюжет о тяготах жизни медведя в местном зоопарке. Редактор предположил, что известие о медведе плохо скажется на имидже «Единой России». Все это, конечно, и странно, и глупо – неужто теперь и Винни-Пуха запрещать придется? – но проблема в другом. Региональное начальство самого разного уровня (а главный редактор телеканала – чем не начальство?) своей искренней страстью наносит «Единой России» куда больше вреда, чем любые противники. И чем ближе выборы, тем яростней чиновники поддерживают «партию власти» (другой – как не было, так и нет, «Справедливая Россия» очевидно этой ноши уже не тянет) и тем меньше у «ЕР» шансов добиться той сокрушающей победы, которой после появления Владимира Путина во главе списка не добиться просто нельзя.
А 4 ноября, видимо, в честь Дня народного единства московская мэрия разрешила почти все митинги, шествия и акции. Не повезло только «СПС»: партии не дали постоять на Васильевском спуске, который был отдан «Нашим». «Русских маршей» было в Москве целых два, в первом, утреннем, приняло участие ДПНИ, во втором, вечернем, - «Народный союз» Сергея Бабурина. Третий «русский марш», уместившийся как раз между первыми двумя, оказался митингом в виде молебна с акафистом Казанской иконе Божьей Матери. Впрочем, «маршем» это мероприятие можно назвать с известными оговорками: все же участники никуда не шли, а стояли себе на Славянской площади. Кроме националистов, в Москве промитинговали «яблочники», «Трудовая Россия», «ЛДПР» и самые крупные молодежные движения - «Молодая Гвардия», «Наши», «Россия Молодая» и «Местные»
Только коммунисты участия в празднестве не приняли: партия готовится к 7 ноября, дню, который волей-неволей будет отдан им одним.