GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

В самом деле, сервилизм?

Образ Путина в октябре

В понедельник «Известия» напечатали таки статью телекритика Ирины Петровской «Повесть о президенте» – ту самую, которую накануне отказались публиковать в качестве традиционной пятничной телеколонки.

Купюры, сделанные в первоначальном тексте, – минимальные, возможно даже технические. Скандал, будем считать, потушен. Тем интереснее сам предмет спора.

Объектом критики И.Е.Петровской была авторская программа Н.С.Михалкова «55», посвященная пятидесятипятилетию В.В.Путина. Телекритик сравнивает это новейшее произведение с произведением давним – фильмом «Повесть о коммунисте», снятом к брежневскому юбилею тридцать один год назад – и подчеркивает «стилистическое и концептуальное» сходство обоих произведений.

Разве что, в отличие от Смоктуновского, читавшего в 1976-м закадровый текст, «Михалков не прячется за кадр. И он не читает чужой текст, а произносит свой, выстраданный, исполненный высочайшего восхищения и нежнейшей любви, а потому трогающий самого автора буквально до слез…»

Несмотря на высокую полемическую эффективность статьи Ирины Петровской, со многими из ее соображений не соглашусь. Двадцатиминутное произведение Никиты Михалкова и «стилистически», и еще более того – «концептуально», отличается от прямолинейно сервильной «Повести о коммунисте».

Начнем с того, чем программа «55» вообще интересна. Интересна она, строго говоря, не тем, что создал ее Никита Михалков – большой художник. Больших художников в нашей стране много, и если разбирать творения каждого из них, выйдет книга толще энциклопедии.

Программа «55» интересна тем, что она – главный творческий продукт, изготовленный к 55-летию президента Путина и показанный государственным телевидением. Следовательно, данная программа – если и не выражение официальной точки зрения, то, как минимум, нечто приемлемое с официальной точки зрения.

То, что качественный уровень программы ниже стандартов самого же Никиты Михалкова, первостепенного значения как раз и не имеет. Накладки, разумеется, есть, и их немало. Вот, например, такая текстовая: «Если к этому подходить неформально, то это стоит очень дорого». Странновато звучит в качестве авторского комментария к встрече Путина с вдовами моряков с «Курска». Но не будем считать погрешности. Все они легко исправимы на редакторском уровне.

Сколько бы их ни было, это не должно отвлекать от главного. Программа «55» – это не документальная проза, а художественное произведение, и притом произведение высокого эмоционального накала. Поэма. Не такая великая, как «Мертвые души», но поэма. И это многое объясняет.

В том числе и то, что Петровскую, по ее словам, «изумляет». Например, эпизод, где сначала показывают садящегося в боевой самолет президента, а через секунду – бомбу, летящую с самолета (неужели того же самого?) и взрывающую какой-то домик – то ли боевую, то ли учебную цель.

Не знаю, как это ладит с логикой жизни, но с художественной логикой автора – превосходно. Сцены с военными людьми и различными видами вооружений – главные в программе. Они даже заслоняют сцены церковные, не говоря об эпизодах народной жизни, которые и вовсе на задворках. Это мало похоже на брежневскую юбилейную тягомотину, но ведь «55» – авторское кино с авторской концепцией.

Сначала – ужасы 90-х годов. Всем известные кадры с наемными шахтерами, в такт стучащими касками для журналистов около Дома правительства. Басаев и Хаттаб торжествуют на Кавказе, а в Москве – «семибанкирщина, когда рвалась страна на части». Мелькают Березовский, Гусинский, Смоленский, Ходорковский, а также Чубайс, который ни семибанкиром, ни просто банкиром никогда не был и показан в этом ряду, надо полагать, в качестве еврея (автор очень к месту уточняет: «умные, хитрые и толковые стали понимать, что сейчас в этой растерянности, можно сделать все. Весь свой гешефт…»).

Петровская не без ехидства напоминает, что было время, когда Н.С.Михалков вполне ладил и даже удачно сотрудничал с Б.А.Березовским. Но ведь перед нами художественное произведение, Березовский в нем персонаж, а авторов художественных произведений сплошь и рядом упрекали за то, что они выводили своих знакомцев в ролях тех или других невыигрышно смотрящихся действующих лиц.

Но вернемся к нашей поэме. Темное сменяется светлым. Бряцает оружие. «Грозный стал другим городом – городом, которому завидует весь Северный Кавказ» (согласитесь, это посильнее, чем «редкая птица долетит до середины Днепра»; жаль только, что не нашлось кадров завидной жизни в Грозном, взамен которых пришлось показать Каабу, к которой «тысячи российских паломников ежегодно совершают традиционный хадж»). «За восемь лет Россия вошла в число десяти крупнейших экономик мира» (тоже совсем не брежневский тезис; в ту пору местом в десятке гордилась ГДР). И апофеоз: президент произносит речь в Мюнхене, которая, как кажется автору, триумфальным образом унижает западных ее слушателей («я чувствовал потные ладошки, я видел людей, которые первый раз услышали, когда им сказали: вы вор…»).

Не требуйте реализма. Это поэтические образы. Но кто в этой поэме главный герой? Проще всего сказать: конечно, Путин, а кто же еще? Но не будем спешить.

По количеству упоминаний Путин (а также «президент», «он»), Михалков («я», «мне», «меня») и Россия («страна», люди» «мы») идут примерно вровень – по 25 – 30 раз. Формально говоря, в этом треугольнике все и происходит. Фактически же автор (невольно, разумеется) как-то заслоняет собой и Путина, и Россию. Ну, просто потому, что его показывают больше, чем их. И он все время говорит, а они почти без реплик. И держится он как наставник, а не как угодник, хотя и изъясняется исключительно комплиментами.

А впрочем, и в комплиментах иногда проскальзывает что-то особое. С интонационной точки зрения. Вот тут, к примеру: «произошли огромные и очень серьезные перемены. И как это ни покажется, так сказать, излишним, эти перемены так или иначе связаны с именем президента. Хотим мы того, не хотим, но это так…».

А что тут, собственно, «излишнего»? И как прикажете понять это «не хотим»? Совершенно некстати вспоминается персонаж Фазиля Искандера: «Нет, – сказал он, словно бы мягко возражая кому-то, – все-таки власть у нас неплохая, идет навстречу человеку…».

Вы скажете, что такова авторская метода Н.С.Михалкова. Некоторый эгоцентризм – черта, весьма распространенная среди людей высоких художественных дарований. Что верно, то верно. Но вернемся на 31 год назад и представим, как кто-либо из крупнейших наших кинематографистов делает юбилейный фильм о Л.И.Брежневе. Допустим, этот фильм делает именно Н.С.Михалков, который и в 1970-е годы, безусловно, был одним из крупнейших наших кинематографистов. Кто в этом фильме был бы главным героем? Ясно, что Брежнев. Заслонял бы его автор? Ясно, что нет.

А теперь вернемся на восемь без малого лет назад, к первым произведениям нашей путинианы. Начиналась она, помнится, с книги-интервью «От первого лица», которая была сделана Наталией Геворкян и Андреем Колесниковым в содружестве с Натальей Тимаковой. Несмотря на яркую индивидуальность авторов (а также на явственное их желание не выглядеть сервильными), все изложение, разумеется, вращалось вокруг Владимира Путина, на тот момент кандидата в президенты.

И вот путиниана-2007. Мода на несервильность забыта как кошмарный сон. Но можно ли было в 2000-м вообразить, что когда снова подступит переходный период, путинская тема станет лишь поводом для чьего-либо самопоказа?

Может быть, это не авторский почерк, а веяние времени? Может быть, Н.С.Михалков, со своей художнической чуткостью, лишь передал то, что витает в воздухе? В чисто художественной сфере воспроизвел то, как широкие массы нашего начальства видят сегодня даже не главу государственной власти, а саму государственную власть? В адрес которой нельзя жалеть благоговейных слов, но которая «все-таки неплохая» и «идет навстречу человекам», и всегда может быть превращена этими «человеками» в инструмент для решения различных их задач.

16.10.2007
Сергей Шелин

Версия для печати
Обсудить

Все Реплики

Ссылки по теме "Владимир Путин":
  Стабильность без бойскаутов. Time выбрал Путина человеком года
  Ожидаемая неожиданность
  Они написали убийство. Американские политологи считают, что «Коммерсант» исказил их доклад о возможной гибели Путина
  Узнай президента
  Временное похолодание. Путин подтвердил выход России из ДОВСЕ и покритиковал НАТО за «накачивание мускулов»



Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский


  Архив реплик
 

Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев

07.12.2007   
Национальный лидер не бывает неформалом
Загадка управления преемником
Сергей Шелин

06.12.2007   
Фальсификация фальсификаций
Реальные и мнимые проблемы на выборах в России
Александр Филиппов

05.12.2007   
Чавес в раздумьях
Проиграв референдум, президент не потерял власть
Максим Артемьев

04.12.2007   
Петербургская аномалия
Уроки полунеудачи «ЕР»
Сергей Шелин

30.11.2007   
Суд вместо предвыборной кампании
Зачем арестовали Окруашвили
Дмитрий Нерсесов

28.11.2007   
Во-первых, это красиво…
Аннаполис: вершина переговорной шестидесятилетки
Сергей Шелин

26.11.2007   
Негодные средства
До выборов в Государственную Думу осталась одна неделя
Михаил Бударагин

23.11.2007   
Наведенная оппозиция
Петербургский эскиз Гражданского Собора
Сергей Шелин

22.11.2007   
Узнай президента
Что скрывает детский сайт Владимира Путина
Олег Кашин

21.11.2007   
Король сердится
Испанский монарх осадил Уго Чавеса
Максим Артемьев

19.11.2007   
Точка невозврата
До выборов в Государственную Думу осталось две недели
Михаил Бударагин

16.11.2007   
Буш хвалит доллар
Потому что остальных он начинает пугать
Сергей Шелин

15.11.2007   
Лукавая цифирь
Еще раз по поводу опроса о справедливости
Сергей Ильин

14.11.2007   
Грузия: перезагрузка
Как выходить из политического кризиса
Дмитрий Нерсесов


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера