На выходных в Душанбе состоялся «тройной саммит» – встреча лидеров СНГ, а также ЕврАзЭС и ОДКБ (везде одни и те же страны). СНГ еще два года назад уже хоронили, объявляя «инструментом цивилизованного развода», но содружество все никак не умрет, да и в самом деле, с географическим соседством не поспоришь. На этот раз были даже прогнозы серьезного ренессанса в отношениях – на РБК Daily, например, возникли слухи насчет «русско-китайского НАТО». ОДКБ и ШОС действительно подписали некий меморандум о сотрудничестве, но в целом результаты саммитов оказались довольно скромными.
Прежде всего, на саммит Содружества не приехал Ющенко, который отправился в европейское турне, а с середины мероприятия уехали грузинский президент Саакашвили и туркменский – Бердымухаммедов. Оба не стали подписывать итоговую Концепцию развития СНГ. Саакашвили не стал и встречаться с Путиным, но взамен раскритиковал Россию, которая, по его словам, подвергает Грузию «экономической и иной блокаде». Тбилиси больше «не будет подписывать капитулянтских договоров», резюмировал вернувшийся домой Саакашвили к вящему неудовольствию министра иностранных дел Лаврова, который уже сделал ему подобающий контрреприманд. Бердымухаммедов с громкими заявлениями не выступал.
Поведение всех троих понятно. Ющенко разгребает послевыборную ситуацию – с этим, по-видимому, и стоит связывать демонстративный выбор в пользу Запада, а не Востока. Впрочем, Ющенко никогда и не скрывал своей внешнеполитической ориентации – он всегда видел Украину в сфере влияния Евросоюза, а не России. Саакашвили, как обычно, поступил некрасиво: приехал, чтобы поругаться. Зато он пропиарился, создав скандал, который сделал чуть заметнее его антироссийские филиппики. Скандал все же явно на пустом месте, а филиппики слишком замылены, но кажется, чем ближе выборы, тем грубее и прямолинейней работает Мишико, который уже не впервые пытается отвлечь внимание от внутренних проблем при помощи внешнеполитических демаршей. Впрочем, все решает результат: коли грузины поддержат его на предстоящих выборах, закрыв глаза на арест Окруашвили, значит, дело выгорело.
Если не слишком большую лояльность Украины и Грузии несложно было предсказать, то с Туркменией все интереснее – просто поскольку преемник Туркменбаши не так давно на своем посту, и его политика прояснилась еще не до конца. Когда Бердымухаммедов только взошел на трон, Россия попыталась изменить ситуацию в свою пользу, сделав Ашхабад союзником, однако становится все очевиднее, что новый вождь туркменского народа верен курсу на нейтралитет и соблюдение только туркменских интересов. Собственно, удивляться тут нечему – дело не в личности правителя, просто слишком уж выгодна и логична для Туркмении ее газовая независимость. Скупить местный газ на корню, кстати, России пока не удается – и, судя по саммиту в Душанбе, проблемы быстро не кончатся.
Что касается Концепции развития СНГ, то в этом замечательном документе полно воды, а значимая часть обещает «завершение формирования зоны свободной торговли в соответствии с нормами ВТО». Но как эти дипломатические красивости будут переводиться в реальные дела, сказать трудно – не зря даже угодливые российские госканалы перед саммитом не удержались от напоминания, что сейчас выполняется только 1 из 10 документов, принимаемых в рамках СНГ. В этом смысле ЕврАзЭС и то выглядит перспективнее – там, например, потихоньку продвигают концепцию российско-белорусско-казахстанского Таможенного союза (хотя он тоже должен заработать еще через несколько лет). СНГ же, может, и перестал быть инструментом развода, но брак остается номинальным: супругам пока нечего друг другу сказать.
Саммит СНГ при этом мог дать куда более интересный информационный повод, чем мелкие политические скандалы и бесцельное дипломатическое маневрирование. Перед началом встречи в Душанбе заявлялось, что главной темой будет миграция. Вот здесь было что обсуждать – у всех игроков есть свои интересы: Казахстан и Россия хотят ограничить поток приезжих, остальные, наоборот, хотят увеличения квот, легализации мигрантов и, по возможности, свободного перемещения. Тем не менее, финальные соглашения не вносят никаких содержательных изменений в охранительный статус-кво, а к тому же их не стали подписывать Грузия, Туркменистан и Азербайджан с Молдовой. Судя по тихому забвению, которое постигло данный вопрос по итогам саммита, принятые бумажки не относятся к одной десятой СНГ-шных документов, предназначенных к выполнению.
Между тем, эта проблема затрагивает всех жителей СНГ – а кроме того, имеет непосредственное касательство к имперским амбициям России. Постсоветские страны нельзя вернуть в российскую сферу влияния, ничего им не дав – не зря в СССР среднеазиатские республики были дотационными. Сейчас миграционные процессы выполняют, по сути, ту же роль в поддержке местной экономики – приехавший на заработки таджик или узбек переводит деньги своей семье на родину. Однако пока это процесс стихийный и полулегальный, руководство этих стран не будет ощущать себя обязанным Москве – которая, в свою очередь, явно не готова на радикальное изменение ситуации. Как следствие, на выходе получается чисто протокольный саммит: постсоветское пространство не перестало быть единым, но оно дано нам только в геополитических ощущениях – как его претвориить в жизнь, никто не понимает.