Пиаровский «План Путина», водруженный «Единой Россией» на свои рекламные щиты, сменяется реальным планом Путина. Без кавычек. Последние три абзаца коротенькой президентской речи на съезде «ЕР» полностью меняют интригу думских выборов, а попутно, может быть, подводят и к переменам в государственном строе. Не исключено - самым радикальным с 1993 года.
Победоносные выборы во главе «ЕР», а вслед за этим – должность главы правительства парламентского большинства. На первый взгляд, вот вам и ответы на все эти застарелые вопросы о том, как законным порядком передать власть из одних рук в те же самые. Вот она, та «дорожная карта», следуя которой Путин сдаст президентский пост, но останется первым лицом в стране и при этом оставит старую нашу Конституцию в неприкосновенности.
В самых общих чертах, так оно, видимо, и будет, но если смотреть конкретно, то каждый пункт этого маршрута рождает вопросы, допускающие возможность достаточно разных ответов.
Первый пункт программы – думские выборы, которые Путин теперь превращает в вотум доверия самому себе. По всем имеющимся сведениям, ему доверяют куда больше, чем ЕдРу. Следовательно, «ЕР» с президентом во главе наберет заметно больше голосов, чем могла это сделать в одиночку. А прочие допущенные к выборам партии - соответственно меньше.
«Единая Россия» получит, таким образом, шанс сохранить, а то и приумножить то конституционное большинство, которым она сейчас располагает в Думе, и с которым мысленно уже было простилась.
В декабре для получения двух третей думских кресел достаточно будет, видимо, процентов шестидесяти голосов, если не меньше. Если идти с Путиным в качестве первого номера, то задача, наверное, реальная. Но, помимо чисто политического, у этих процентов будет еще и психологический привкус: их станут сравнивать с теми семьюдесятью с лишком процентами, которые Путин получил в 2004-м на президентских выборах.
Существенная разница между двумя цифрами, новой и старой, нежелательна. Путин берет на себя риск, но это значит, что на всех, кто причастен к партии власти, ложится обязанность быть в этой кампании усердными вдвойне и втройне. Возможно, часть из них этого еще не понимает и беспечно радуется выгодности новой ситуации. Но скоро поймет.
Что же до партий-конкуренток, то для них - узнать, что теперь они имеют против себя не такую же, как они сами, партию-конструкт, а лично главу государства – это две плохие новости разом. Во-первых, число думских кресел, пускаемых между ними в дележку, заметно уменьшается. А во-вторых, с этого дня реально вести предвыборную кампанию – это значит критиковать не какие-то абстрактные недосмотры начальства, а конкретную линию Путина. Занятно будет посмотреть, как они станут выкручиваться.
Впрочем, 2 декабря – только пролог. Главное действие развернется после. В самом ли деле возникнет то, что принято называть правительством парламентского большинства? Если да, то из так называемой президентской (а точнее, суперпрезидентской) республики мы переместимся в республику полупрезидентскую, в которой президента выбирает народ, а парламент назначает премьера и правительство.
По внешним признакам, что-то подобное, видимо, и планируется. По сути же – вряд ли. «Я…, как и подавляющее большинство граждан страны являюсь беспартийным, и этот статус я бы менять не хотел». Вероятно, руководить правительством Путин пока что собирается в качестве беспартийного, а партия «Единая Россия», господствующая в новой Думе, «может и должна стать тем инструментом социальной стабильности, обеспечения дееспособности будущего парламента, всей власти, быть инициатором развития, опорой исполнительных органов власти».
Это значит, что «ЕР» по-прежнему мыслится Путиным не как источник власти, а как инструмент управления, собственной воли не имеющий, и, во всяком случае, такой, перед которым ему отчитываться не придется. Иными словами, центром принятия решений парламент как не был, так и не станет. Им будет правительство («исполнительные органы власти»). Не обязательно точно так и получится, но, видимо, так задумано.
Однако, для этого понадобится перенастроить властную вертикаль с Кремля на Белый дом. Но позволяет ли это действующая наша Конституция, изменение которой «под конкретного человека» Путин в том же выступлении назвал «некорректным»?
Созданию правительства парламентского большинства, или какого-либо его суррогата, российская Конституция, пожалуй, не препятствует, хотя такой вариант там прямо и не обозначен. Но вот мысль, что главный во всех делах – это президент, а премьер ходит под ним, прописана там с огромной заботливостью (сравните главу четвертую «Президент Российской Федерации» с главой шестой «Правительство Российской Федерации»). Что и понятно. Все-таки Конституцию составляли в 1993-м. Под неповторимые тогдашние обстоятельства.
Президент имеет право уволить правительство, когда захочет. Он может председательствовать на его заседаниях, если пожелает. Он назначает и увольняет вице-премьеров и министров, а глава кабинета уполномочен лишь предлагать ему кандидатуры. Президент – верховный главнокомандующий и глава Совета Безопасности, а премьер – лишь член этого Совета. В президентских руках - назначение генералитета и прочих высших государственных чинов, не говоря уж о самом премьере.
Полистайте Конституцию, и тот факт, что президент, а вовсе не премьер – первое лицо, станет вам ясен сразу. Согласен ли Путин стать вторым? Сомнительно, даже если он и не помнит слова Цезаря насчет того, насколько правителя труднее сдвинуть с первого места в государстве на второе, чем потом со второго на последнее.
Как быть? Возможности две. Либо все-таки менять Конституцию, и притом менять круто – переделывая суперпрезидентский режим в полу- или четвертьпрезидентский, либо положиться на систему неформальных отношений и обзавестись президентом-преемником, склонным к высочайшему самоограничению.
На этот второй вариант вроде бы выводят слова Путина о желательности избрания следующим президентом «порядочного, дееспособного, эффективного, современного человека, с которым можно было бы работать в паре».
Ну а если все-таки менять основной закон, то когда – после 2 декабря, но до президентских выборов, или же сразу после них, положившись на обещание добропорядочного президента-преемника это сделать?
Думаю, если переделка Конституции все-таки случится, то скорее всего случится она до весны 2008-го, а не после. Каким бы добропорядочным ни был президент-преемник, какие бы обещания ужать собственные полномочия ни давал бы, Путин, разумеется, помнит популярный ленинский постулат: «на слово в политике поверит только полный идиот».
Если Конституцию оставят нетронутой, то надо под новым углом зрения оценить шансы тех, кто числится в преемническом контингенте. Наилучшие перспективы стать третьим российским президентом у того, кто убедит, что лучше других подходит, чтобы «работать в паре».
Видимые либо предполагаемые честолюбие или решительность вряд ли зачтутся в плюс. Кто-то из возможных кандидатов чересчур молод или амбициозен. А кто-то подходит по годам, но слишком строг.
Не исключено выдвижение из второго эшелона новых фигур и даже новых конфигураций. План Путина запущен в действие. Времени на исполнение мало, и пустоты на «дорожной карте» будут заполняться быстро.