Возможно, что не правы те, кто считает Америку самой демократичной страной, где избиратели правят всем и всеми. Ей на пятки стремительно наступает Италия, где активность простых жителей, выражающих свое отношение к тем или иным реалиям, выплескивается в мощные общенациональные акции.
Сперва ассоциация потребителей провела в стране День без макарон, когда миллионы итальянцев решили не покупать и не есть все виды своей любимой пасты в знак протеста против роста цен на нее. Особого удара по позициям торговцев и производителей макаронных изделий акция, может быть, и не нанесла, но шуму создала много, все телекомпании об этом только и говорили, а, главное, к проблеме было привлечено внимание. Теперь сто раз будет проверяться обоснованность поднятия цены на макароны с 0,26 евро за килограмм до 0,45 евро, магазины лишний раз подумают – стоит ли округлять цены до верхнего потолка, или лучше до нижнего? Мукомолы нехотя, но будут вынуждены обосновывать свои тарифы, и так далее. В любом случае, потребитель в выигрыше. Если он и не добьется искомого, то моральное удовлетворение получил, в компании миллионов сказав «фи» негодяям, задравшим цены.
Но еще сильнее ударила по истеблишменту акция «V-День», придуманная итальянским комиком и знатным блоггером Беппе Грилло. Этот день был задуман как способ сказать местным политикам «… вашу мать» на местном наречии. «V-День» назван так от итальянского Vaffanculo, означающего неприличное, но распространенное ругательство, нечто вроде F-слова по-английски. (Вспоминается история про «мэрилендского фермера». Дело в том, что американские негры обогатили английский язык словом «мазерфака» - крайне неприличным. В качестве эвфемизма его заменяли двумя буквами – MF. Иронически сие расшифровывали как «мэрилендский фермер» (Maryland farmer). Некий достопочтенный фермер из этого штата даже написал в Конгресс письмо, требуя запретить называть всякий сброд именем прекрасных и трудолюбивых земледельцев.) Беппе Грилло призвал всех читателей своего блога одновременно выйти на центральные площади своих городов и встать в ряды, образуя гигантские буквы V.
330 тысяч человек последовали его совету. Итальянская элита получила внятный месседж – ее действия, ее эгоизм уже «достали» избирателей. Прежде чем рассказать, чем допекли политики простой народ, несколько слов о самом Беппе.
В семидесятые годы начинающий комик Джузеппе Грилло очень удачно попал на глаза известному продюсеру, благодаря чему появился на телевидении, где в считанные годы стал звездой. Сперва он специализировался на бытовом юморе, а в середине перешел к политической сатире, яростно атакуя итальянский политический класс, к тому времени безнадежно коррумпированный. Сила его ударов была такова, что обиженные социалисты потребовали убрать Беппе с общественного телевидения, на время перекрыв ему кислород. Впрочем, это не спасло их от краха, лидер Соцпартии бежал в Тунис, где и умер, спасаясь от разоблачений в ходе операции «Чистые руки», потрясшей весь итальянский правящий класс до основания. Так получились, что на чистую воду политиканов сперва вывели журналисты и артисты – такие как Беппе, а уж потом смелый следователь прокуратуры Антонио Ди Пьетро.
Тогда, в начале 90-х вся политическая структура Италии коренным образом переменилась, старые политически партии, замешанные в коррупционных сделках, связях с мафией и других неблаговидных делах, распались.
Сам Грилло не стал почивать на лаврах, а активно работал, выступая на сценах, и одновременно открыл свой блог в Интернете, ставший самым популярным в Италии и входящим порой в десятку самых посещаемых блогов в мире, поскольку ведется и на итальянском, и на английском. В нем Беппе провозглашает новый крестовый поход против зажравшейся мрази. Его требования просты – изгнать из парламента всех депутатов с криминальным прошлым (а таковых – 10%) (в блоге имеется их список) и отменить выборы по партийным спискам, когда в парламент протаскиваются никому не ведомые сомнительные личности, прячущиеся где-то среди сотен фамилий кандидатов.
Блог дает ему уникальную способность работать с общественным мнением и оказывать влияние на текущую политику. Еще перед проведением «V-Дня» он через читателей блога собрал сумму, необходимую для полноформатного объявления в респектабельной газете La Repubblica с требованием отставки директора итальянского Центробанка Антонио Фацио.
Надо сказать, что в Италии к артистам комического жанра – особое отношение. Не зря Нобелевским лауреатом за 1997 год стал автор комических сценок Дарио Фо, что вызвало, кстати, неоднозначную реакцию литераторов во всем мире. Ведь присудить премию леваку-агитатору – все равно что наградить нобелевкой Жванецкого. Тем не менее, среди всех итальянских авторов выбрали именно его.
Что касается правящего класса, то итальянцам есть за что презирать депутатов. Расходы на депутатов больше, чем во Франции, Великобритании и Испании вместе взятых. Правительство чрезвычайно разбухшее, и потому неэффективное. Коррупционные традиции весьма сильны. То и дело вносятся скандальные законопроекты наподобие оплаты поездок жен депутатов к мужьям за госсчет, дабы последние не блудодействовали и не забывали семейные ценности.
Любопытно, что Грилло недавно даже попросил Сильвио Берлускони, которого нещадно критиковал, вернуться – на фоне нынешних политиков медиа-магнат выглядит титаном духа.
Впрочем, это все дела итальянские. В России коррупция – выше, продажность – больше, бессовестность – ярче. Но где наши блоггеры, способные пусть не вывести на площадь толпу с ярким лозунгом, но хотя бы привлечь сотни тысяч читателей? Задорнов давно уже переключился на критику американцев, Хазанов исчез, у Петросяна шутят о тещах, в Комеди-клаб – по сути о том же, хотя и изысканней. Но где русский Беппе Грилло? Какой-нибудь «Владимир Владимирович» никогда не выходил за пределы эстетского стеба, да и давно уже выдохся. Разумеется, не политикой единой жив юморист, понятно что «бытовуха» будет востребованней всегда, но и без политсатиры – настоящей, не сервильной, не обойтись. Увы.