Судя по сообщениям прессы, Европа готова отказаться от «плана Ахтисаари» по предоставлению Косово фактической независимости от Сербии.
Если это так, то российскую дипломатию, по-видимому, следует поздравить: Москве удалось удержать Запад от решительных односторонних действий и, затянув переговоры, в полной мере использовать разногласия, которые разделяли европейские столицы по вопросу Косово. Ведь изначально к идее независимости края с сомнением относились многие влиятельные государства, такие, например, как Испания, Австрия и др.
Принято считать, что их позиция определялась, в частности, опасениями по поводу возможного воздействия «косовского прецедента» на очаги сепаратизма, существующие в Старом Свете и в последнее время становящиеся все более активными. С другой стороны, европейцам небезразлично и то намерение использовать данный прецедент, о котором открыто заявляли российские официальные представители: а именно, «симметричное» признание независимости сепаратистских образований на постсоветском пространстве (Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье). Кроме того, разговоры о прецедентности решения по Косово слышны и из Нагорного Карабаха, а это (на фоне бескомпромиссной позиции Азербайджана) служит верным залогом вспышки войны в Закавказье.
Одним словом, решения, предусматривавшиеся «планом Ахтисаари» для Косово, несли с собой слишком большие риски для стабильности в стратегически важных регионах (Причерноморье, Закавказье). И Европа, судя по всему, в целом все больше убеждается, что эти риски для нее неприемлемы.
Но наряду с этой группой рисков существует еще и вопрос стоимости претворения «плана Ахтисаари» в жизнь. «Откуда они собираются брать деньги? Они рассчитывают и впредь получать международную помощь», - заявил представитель ЕС, имея в виду «независимое Косово». Действительно, Европа оказалась перед малоприятной перспективой платить всем: и Косово, которое, не имея собственной экономики, откровенно рассчитывает стать «привилегированным» иждивенцем европейских налогоплательщиков, и Сербии, которой в обмен на отказ от части своей территории обещано членство в Евросоюзе. Все вместе «весит» слишком много. Таких расходов (которые даже спланировать нельзя) брюссельская казна однозначно не потянет.
В связи с этим весьма любопытно, что практически одновременно с информацией об изменениях европейской позиции по Косово появились материалы, касающиеся другого условия европейской интеграции для Сербии. Речь идет о выдаче Гаагскому трибуналу Радована Караджича и Ратко Младича. Небезызвестная Карла дель Понте, занимающаяся этим делом уже давно, дала понять: ответственность за то, что эти люди до сих пор на свободе, несут не одни сербы, но и США, и НАТО. Дескать, из опасения, что в Гааге Младич и Караджич смогут рассказать много из того, что американцы и некоторые европейцы не хотели бы обнародовать, западные военные не раз позволяли (и даже помогали) им уходить от преследователей.
Сейчас, после этих откровений, мадам дель Понте отправилась в Сербию, чтобы «окончательно» решить вопрос о выдаче Караджича и Младича. Возможно, в случае, если Белград пойдет на это, она «простит» ему его «медлительность» и «неконструктивный подход», проявленный ранее – ведь в этом, как оказывается, виноват не один Белград. В то же время, Сербии в качестве «большого приза» будет преподнесен отказ Евросоюза от одностороннего признания независимости Косово. В ответ на такую «щедрость» сербы должны будут предоставить краю «максимально возможную автономию», что откроет его для западного бизнеса. А дальше совершенно не исключено, что именно Косово станет основным получателем европейской помощи, на дрожжах которой край достаточно быстро дорастет до «кондиции», то есть, до того уровня развития, при котором его независимость станет более реальной. И уж тогда к вопросу можно будет вернуться…
В то же время такая «обновленная» позиция ЕС по Косово создает предпосылки для усиления давления на Москву в вопросах «непризнанных государств» на территории Грузии и Молдавии. России будет непросто взять свои слова о «прецедентности» обратно. Но, надо надеяться, этого и не потребуется: в конце концов, никаких резонов действительно «переоформлять» Южную Осетию и Абхазию «на себя» у РФ нет. А вот добиться для них (равно как и для Приднестровья) «максимальной автономии» и «особого статуса» в рамках соответствующих «метрополий» было бы заманчиво, ибо ослабило бы центральные власти Грузии и Молдавии, а может быть, и превратило бы эти государства в федерации. А уж тогда работа с ними была бы делом техники.
И последнее: о позиции США. Казалось бы, они должны быть категорически против новых европейских подходов. Не случайно же Вашингтон заранее заявил, что признает независимость Косово в любом случае и в любой момент. Станет ли это предметом разногласий между США и ЕС? Вряд ли. Дело в том, что американцам не привыкать к подобным односторонним «признаниям» и «непризнаниям». Вспомним, что они никогда не признавали факт вхождения трех прибалтийских стран в СССР. Это не мешало отношениям ни с Москвой, ни с Европой. И в случае с Косово все может быть именно так: Штаты просто признают край независимым уже теперь. Единственный, кто, возможно, отреагирует на это резко, будет Белград. Но его мнением и благорасположением Вашингтон сможет пренебречь.