В последнее время политическая жизнь в стране закипела, причем активную роль в этом сыграл президент Путин. Не все его высказывания, однако, касались правительственных перестановок. Например, на заседании Совета по нацпроектам в Белгороде Путин поддержал факультативность «предметов по религиозной тематике», заявив: «У нас в Конституции записано, что Церковь отделена от государства... Вы знаете, как я сам отношусь в том числе к Русской православной церкви. Но если кто-то считает, что сейчас надо поступить по-другому, иначе, то надо менять Конституцию. Я не считаю, что мы должны сейчас этим заниматься. Что касается воспитания детей в духе наших четырех религий – я за это. Единственное, надо найти приемлемую для всего общества форму».
На субботней встрече с иностранными журналистами и экспертами Путин тоже сделал не одно интересное заявление. Правда, СМИ растиражировали только фразу про пять возможных преемников, которая совершенно затмила собой все остальное. Однако это остальное тоже заслуживает внимания: в частности, как сообщает «Коммерсант», Путин сказал: «России не надо корчить из себя великую державу и лезть на рожон». Такую рекомендацию он дал, комментируя отношения РФ с внешним миром.
Вообще-то это две сенсации не хуже, чем отставка правительства. Битва «церковных» со «светскими» в последнее время кипит не на шутку, причем обсуждают они, по сути, именно позицию, которую должно занимать государство по отношению к ОПК. Государство же до сих пор отмалчивалось, но теперь высказалось, причем вполне определенно: никакой обязательности, только добровольность. Предложение «не корчить из себя великую державу» тем более поражает – при всех оговорках. Конечно, тут Путин был лаконичен; конечно, это сказано на западную аудиторию; конечно, тут, как всегда, есть много вариантов интерпретации. Может, пора уже не корчить, а быть? Но пока этого не случилось, а прозвучавшая фраза значит то, что значит – и идет поперек всей риторики последнего времени, которую аналитики и комментаторы уже на автомате определяют как «имперскую».
Однако сенсаций нет и близко, хотя, по всем понятиям, либеральная пресса должна вцепиться в эти путинские высказывания и выдавить из них все, что можно выдавить – ну или, наоборот, поставить под сомнение, уличить в обмане, заклеймить «кровавый режим» за то, что он пытается провести легковерных граждан. Но ничего этого не происходит. Обычно высказывания Путина вызывают бурный отклик. Конечно, сейчас предвыборная пора, и этих высказываний больше обычного, но не все же обсуждать одного Зубкова. Характерно, что и прогремевшая, почти как выстрел «Авроры», фраза про пять преемников, и антиимперская мысль были высказаны на одной и той же встрече с клубом «Валдай». Первую процитировали агентства, от Си-эн-эн до Синьхуа, не говоря уж о наших, о второй написал один только Колесников в своем отчете для «Коммерсанта». А ведь едва ли российскому обществу – и российским СМИ – вдруг стало наплевать на религию в школах и геополитические амбиции собственной страны. Мало того, более предвыборной темы и придумать сложно.
Вряд ли дело в том, что Путина воспринимают как «хромую утку». Возможно, президентские высказывания на стратегические темы сейчас не имеют такого резонанса, как раньше: во-первых, всем не до стратегии, идут тактические маневры перед выборами, а во-вторых, неизвестно, что и как сложиться после марта. Однако при любом раскладе Путин еще долго останется важнейшей политической фигурой, и в этом, наверное, никто не сомневается..
Так в чем же дело?
Либеральные высказывания Путина никому не выгодны. Национал-государственникам такой президент не нужен. Не для того они выстрадывали свою перестройку, чтобы теперь убедиться в ее иллюзорности и тщете. Либералам из «Другой России» такой президент не нужен тем более. Путин - заклейменный ими чекист, и от его дома не жди ничего, кроме погрома. Между двумя этими станами расположилось все русское общество, но оно давно оглохло.
Для нашей власти, при всем ее могуществе, общество установило границы слышимого. Оно воспринимает президента с деспотичной одномерностью и не ждет неожиданностей от того, кто исполняет эту роль – ровно по той же модели, по которой зрители Муз-ТВ не ждут, чтобы очередной идол в чем-то отходил от шаблона. Представление о том, как должно быть, в головах сидит крепко, и если слова начальства с ним несовместимы, тем хуже для начальства – эффекта от слов не будет. Власть слишком долго и самозабвенно насаждала свой шаблон. Он успешно укоренился - на что теперь жаловаться?