Кажется, карикатурный скандал №2 так и не дотянется до своего грандиозного предшественника – прошлогоднего скандала вокруг позапрошлогодних «исламских» карикатур в датской Jyllands-Posten.
Стоит вспомнить, что было тогда. Толпы, по мановению невидимой руки вышедшие бесноваться у датских представительств в исламских странах. Человеческие жертвы и разрушения. Бойкот датских товаров. Растерянные оправдания датских властей. Казалось, урок был преподан, и опять шутить на том же самом месте никому уже не захочется.
Однако захотелось. Карикатура Ларса Вилкса на пророка Мухаммеда в шведской Nerikes Allehanda гораздо нахальнее, чем все, что было у датчан. А буря никак не забушует по-настоящему.
Шведским дипломатам прочитали нотации в Иране, Пакистане и Афганистане. Те в ответ «выразили сожаление», но извиняться отказались, поскольку шведские власти «не несут ответственности за публикацию и не имеют возможности воспрепятствовать размещению карикатур». Стоит вспомнить, что датские официальные лица тоже «не имели возможности воспрепятствовать», однако извинялись вовсю.
Группа шведских мусульман устроила довольно цивилизованный митинг протеста у входа в редакцию, давая понять, что могут подать в суд. Главный редактор г-н Йоханссен вышел к ним, посочувствовал тем, кто «задет», но заверил, что извинений не будет. Карикатурист Вилкс тоже сообщил, что просить прощения не планирует, присовокупив, что «имеет право критиковать любую религию». Вспомним, что датская Jyllands-Posten, обладающая по местным законам точно такими же правами «критиковать любую религию», в прошлом году, запуганная и затравленная, просила пощады, а ее карикатуристам пришлось прятаться в подполье.
Похоже, что сегодня никто не хочет повторять ходы. Глава Мусульманской ассоциации Швеции г-н аль-Халяфи так прямо и сказал, что мусульмане страны не желают эскалации конфликта и вынесения его на международный уровень. То есть не желают именно того, чего полтора года назад самым страстным образом желали их датские коллеги, которые специально объезжали исламские столицы, согласуя там со своими партнерами график и размах погромов.
Да и «партнеры» настроены сегодня на толерантную волну. «Это глупый ляп мелкой газетенки…, провокация сионистов с целью помешать отношениям между Стокгольмом и Тегераном… Я убежден, что за ним (рисунком) стоят они (сионисты), жаждущие конфликта и войны…» Чутье иранского президента г-на Ахмадинежада во всех ситуациях всегда подсказывает ему один и тот же ответ на все вопросы. Но ясно, что в данном конкретном случае данный конкретный пассаж выражает нежелание заводить спор слишком уж далеко.
Итак, многое говорит о том, что «шведский» скандал имеет шанс понемножку сойти на нет, так и не поднявшись до тех идейных и организационных высот, как «датский».
Это становится особенно пикантным, если сравнить предметы этих двух споров. Датские карикатуры (по крайней мере, большинство из них), вполне содержательные и в нормальном смысле слова достаточно корректные по форме, явным образом укладывались в европейские представления о свободе печати. О шведской карикатуре этого не скажешь.
Содержания, если понимать под таковым отсыл к каким-либо событиям или проблемам, тут нет. Просто к собачьему туловищу (собака для мусульманина – животное нечистое) пририсована голова в тюрбане и подписано: «пророк Мухаммед». Обычное хамство, исполненное с целью, как объясняет изготовитель, показать: специально, мол, хамлю, чтобы все видели, что право имею.
В качестве единственного утешения для обиженных у г-на Вилкса заготовлены еще несколько рисунков, демонстрирующих широту его творческого спектра. Например: «Еврейская свинья», вполне пригодная для размещения в иллюстрированной газете Der Sturmer (Штурмовик), издававшейся некогда Юлиусом Штрайхером. Кажется, в заначке припасено и что-то интересненькое на христианские темы.
У того, кто принял бы это всерьез, и в самом деле есть основания подавать на рисовальщика в суд, и есть перспектива этот суд выиграть. Но вот экстремистско-исламистские организаторы неконвенциональных акций протеста, такие скорые на них по безобидному датскому поводу, на сей раз как-то медлят. Почему?
В драке участвуют двое, и новые соображения обнаружились у обеих сторон.
Экстремисты-исламисты, хоть и набрали в первом карикатурном скандале несколько тактических очков на «датском» участке борьбы, но в целом на западном фронте эту кампанию проиграли, и данный факт, видимо, осознали.
Привыкнув манипулировать западным общественным мнением, играя на штампах политкорректности, они в прошлом году думали, что эти штампы сработают и в «карикатурной» войне. Но тут нашла коса на камень. Право на критику церкви и религии, включая и право на богохульство – важнейшая часть миросозерцания западных либералов и левых, то есть как раз тех, кто привык терпимо или сочувственно относиться к государственным и негосударственным исламистским террористам и погромщикам.
Учинив «датский» карикатурный скандал, исламисты оскорбили своих же давних друзей и забили гол в собственные ворота.
Датские карикатуры в знак солидарности перепечатали 70 европейских и 20 североамериканских газет. Разжигаемая сверху истерия иранской, пакистанской и иммигрантской улицы, как на заказ, стала эффектнейшей антирекламой исламизма. Да еще и стала ею именно тогда, когда атмосфера в европейских странах и без того все менее благоприятна для иммигрантов.
Дополнительной глупостью оказался и «ответный карикатурный удар» Тегерана – конкурс рисунков, высмеивающих нацистский геноцид евреев, который не вызвав на Западе ожидаемого организаторами шока, только закрепил там клинический и дикарский образ исламистов.
Те, кто привык манипулировать Европой, вдруг почувствовали, что сами становятся объектом манипуляций, послушно впадая в истерику от каждой очередной провокативной карикатуры. Поэтому тегеранские и прочие подстрекатели на сей раз стараются спустить новый скандал на тормозах, справедливо опасаясь, что иначе он ухудшит их позиции в остальных, более для них важных на сегодняшний день международных спорах и скандалах. Все ли тут зависит только от них, и полностью ли управляема улица, покажут ближайшие недели.
А противоположная сторона, между тем, куда более задорна и уверена в себе, чем в прошлый раз. Уже вовсю идут «перепечатки солидарности». Собака в чалме начала шествие по европейским газетам. «Мусульмане не получат извинений, о которых просят», - обещает газета Dagens Nyheter, в отличие от захолустной Nerikes Allehanda, весьма и весьма влиятельная.
Широчайшим образом тиражируются слова зампреда шведской ассоциации газетных издателей г-на Варинга, которые стали как бы девизом этого скандала: «Сила свободы самовыражения состоит в том факте, что она признает – и защищает – не только удобные, безобидные и непротиворечивые мнения, но также и те, которые являются безвкусными, противоречивыми, обидными и оскорбительными».
И никто не спешит уточнить, что заведомые оскорбления в цивилизованной Швеции наказываются по закону. И что свобода высказывать мнения, пусть и не «безобидные» и «безвкусные», но о реальных проблемах, – это одна свобода, а свобода хамить на пробу, просто чтобы поглядеть, что будет, – это уже совсем другая свобода, гораздо менее почтенная и менее заслуживающая защиты.
Европа с неожиданной быстротой осваивает идеологические ухватки экстремистов, чтобы им же давать отпор. Не потерять бы что-то важное на этаких скоростях.