GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Не думать про инфляцию

Зачем ломать голову над тем, что не исправишь?

Середина августа ознаменована нешумным, но весомым экономическим событием: инфляция, накопленная за прошедшую часть 2007 года, догнала инфляцию, накопленную за такую же часть 2006 года. И сейчас, и тогда индекс потребительских цен вырос примерно на 7% за семь с половиной месяцев. Иначе говоря, инфляция, притормозившая было в первом квартале, вырвалась из плановых рамок, и очень сомнительно, что в расчете на год она составит всего 8%, как было официально обещано.

«Пока я не вижу оснований для паники», – сказал по этому поводу Герман Греф. «Ситуация штатная», – добавил первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев.

Когда начальство советует не паниковать, да еще и оценивает ситуацию как штатную, волей-неволей задумаешься. И совсем уж беспокойно сделалось на душе после того, как Улюкаев развил свою мысль дальше: «Мы должны относиться к инфляции не как к феномену какого-то календарного года – то есть к какой-то дате надо иметь определенную цифру. К инфляции нужно относиться как к процессу, который развивается по определенным законам».

Так-то оно так. Ясное дело, что инфляция – это «процесс» и что данный процесс «развивается по определенным законам» (хотя и жаль, что говорящая голова Центробанка умолчала, по каким именно).

Но вот «определенная цифра» к «какой-то дате» – это ведь вовсе не каприз скучающей публики. Это система работы самих наших экономических властей. Причем система многолетняя.

После 1998 года инфляция (официальная) снижается у нас более или менее ежегодно. Сначала это происходило быстро и зримо. В 1999-м было почти 40%, а пару-тройку лет спустя – уже в несколько раз меньше.

Потом «процесс» стал медленным и гораздо менее очевидным для обывателей. Но тем более ценным для ответственных лиц. Ежегодно Минфин, МЭРТ и Центробанк рапортовали об очередном проценте снижения инфляции и делились весьма конкретными планами дальнейшего ее уменьшения на ближайшие годы, то есть именно обещали «определенную цифру» к «какой-то дате».

Это стало их, так сказать, profession de foi – свидетельством о добросовестно проделанной работе. И чем скромнее становились результаты, тем изобретательнее оказывались оргмероприятия, нацеленные на то, чтобы хоть видимость результатов могла быть предъявлена.

Статистическая служба усердно шлифовала свой инструментарий и меняла методики, добиваясь, чтобы ее подсчеты радовали глаз. А руководители Минфина и МЭРТа еще нынешней весной жонглировали какими-то планами по снижению инфляции то ли на три, то ли на пять лет вперед.

С одной стороны, забавно было видеть, как взрослые дяди играют в бирюльки, составляя наперед графики инфляции, уменьшающейся год от года уже и не на целые проценты, а на какие-то смешные десятые доли.

А с другой стороны – ничего смешного. Бирюльки полны служебного смысла. Работа на отчетность – это такой же способ существования нашей бюрократии, как жизнь – способ существования белковых тел.

И вот уютный бюрократический мирок дает трещину: в этом году отчетность может оказаться неаккуратненькой, а инфляция – не ниже, а то и выше прошлогодней. Притом я имею в виду даже и не всю инфляцию, а только подсчитанную официальным порядком. Ведь ни один человек, делающий покупки, не поверит, что инфляция у нас нынче и в самом деле всего 8-9% в годовом исчислении. Довольно-таки очевидно, что она повыше. И, пожалуй, что раза в два.

Иногда на занятные несоответствия наталкиваешься даже внутри официальной отчетности. Вот, скажем, справка Росстата о росте цен за первые семь месяцев этого года. По этой справке, индекс цен на продовольственные товары вырос на 7,6%, что выглядит вполне утешительно при сравнении с ростом на 8,0% за первые семь месяцев предыдущего 2006 года.

А теперь смотрим дальше – на официальные же индексы цен по отдельным группам тех же самых продовольственных товаров.

И видим, что хлеб и хлебобулочные изделия в январе-июле 2007 году дорожали сильнее, чем в те же месяцы 2006 года. А также крупа и макаронные изделия. И мясо и птица. И масло сливочное и подсолнечное. И рыба и морепродукты. И, разумеется, овощи и фрукты. Короче говоря, все, кроме молока и алкоголя, которые дорожали чуть медленнее, чем в прошлом году, а также сахара, который не дорожал совсем.

Как эти три позиции перевесили все остальные, как получилось, что в целом продовольственные товары дорожают не быстрее, а медленнее, чем год назад – секрет официального научного подсчета.

Дистанция между жизнью и статистической наукой – конечно, тема отдельная. Хотя и достаточно интересная сама по себе и к тому же важная для поисков ответа на вопрос, что делать дальше.

Ведь профессиональные советчики, то бишь экспертное наше сообщество, при виде неполадок на инфляционном фронте тоже в последние недели переживает некоторый разброд, шатания и разнобой в рецептах.

Вот, к примеру, один вполне респектабельный автор во вполне респектабельном медиа советует перестать трястись над этими десятыми долями процента и просто забыть про инфляцию – все равно она и впредь будет такой, какая есть – что выросло, то выросло, да и вообще не так уж она вредна. Даже местами полезна.

Но читаешь и видишь в тексте следы внутренней борьбы. Чувствуется, что автор сам для себя не решил, о какой, собственно, инфляции говорит – об официальной, которая на бумаге, или о той, что на самом деле. Судя по оговоркам – все-таки об официальной.

А коли так, то его совет (так удачно совпадающий с мыслями Улюкаева), при всей своей научной ценности, идет мимо. Ведь каждый человек по отдельности и вся экономика в целом живут не в росстатовской, а в реальной инфляции, и цены на жилье или там на фрукты-овощи растут вовсе не на десятые доли, а на многие десятки процентов – о таких не забудешь.

И эта реальная инфляция, измеряемая двухзначными цифрами, терпимой и полезной уж точно быть не может. Ну, хотя бы потому, что при таком ее уровне банковские проценты не сохраняют сбережений. А возможность или невозможность для рядового человека делать накопления и не бояться за их сохранность – это один из главнейших признаков, отличающих благоустроенное общество от неблагоустроенного.

Так что наши экономические власти вполне правы в своей многолетней борьбе с инфляцией. Точнее, были правы раньше и остались бы правы впредь, если бы сегодня боролись не понарошку. Но привычные их способы на глазах превращаются в фикцию.

Год за годом они работали в режиме маятника. То укрепляли рубль (это замедляло инфляцию, но уменьшало конкурентоспособность экономики). То тормозили укрепление рубля (это ускоряло инфляцию, но повышало конкурентоспособность).

Мечталось, что два эти процесса в конце концов сойдутся в одной точке, где инфляция будет разумно низкой, конкурентоспособность – разумно высокой, а рубль – разумно крепким.

И вот сейчас возникает ощущение, что мечта не сбывается и система идет в разнос. Рубль к сегодняшнему дню настолько переукрепился, что в прошлом и еще гораздо сильнее в этом году к нам хлынул из-за границы капитал флибустьерского типа, вкладываемый в рублевые инструменты, нацеленный на спекулятивные операции и разгоняющий инфляцию. Дальнейшее укрепление рубля, по старой памяти преподносимое Центробанком как антиинфляционная мера, того и гляди превратится в меру инфляционную.

Добавим, что левая экономическая рука власти, как обычно, не ведает, что делает правая. Под множащиеся госпрограммы и нацпроекты печатается все больше денег. Денежная масса растет гораздо быстрее, чем масса продукции, а значит, дополнительно ускоряется рост цен.

Ускоряется он и по случаю многочисленных локальных начальственных придумок, самой яркой из которых стал весенний запрет иностранцам торговать на рынках. Часть из них действительно потеряла рабочие места, часть удержалась, но транзакционные расходы у них уж точно подскочили. Естественно, что главный предмет их торговли – фрукты и овощи подорожали на 40%, и это только по официальному счету.

Что-то вроде робкого недовольства слышится сегодня в размышлениях Германа Грефа о том, что инфляцию подталкивает «подорожание плодоовощной продукции» и «высокий уровень притока капитала в Россию».

Но когда весной на рынках душили ближнезарубежных торговцев, ни МЭРТ, ни его глава почему-то не сказали ни слова о том, что за этим неизбежно последует. Что же до неожиданно притекшего спекулятивного капитала, то человечеству давно известны способы вводить его в рамки с помощью налогов и прочих мер. Просто это требует больших интеллектуальных и организационных усилий, чем скупка валюты на бирже, столь милая сердцу ЦБ, или складывание нефтедоходов в Стабфонд, так хорошо освоенное Минфином.

Тот парниковый хозяйственный климат, к которому успели привыкнуть, в котором все легко получалось и все быстро росло, начинает сходить на нет. В таких ситуациях очень кстати твердость, трезвость в оценках и новые подходы. И не только у отдельно взятых ведомств и их избыточно гибких руководителей, а у всего руководящего слоя.

Но этого-то и не видно. И то сказать: какая нынче экономика – проблема-2008 на носу.

15.08.2007
Сергей Шелин

Версия для печати
Обсудить

Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский


  Архив реплик
 

Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев

07.12.2007   
Национальный лидер не бывает неформалом
Загадка управления преемником
Сергей Шелин

06.12.2007   
Фальсификация фальсификаций
Реальные и мнимые проблемы на выборах в России
Александр Филиппов

05.12.2007   
Чавес в раздумьях
Проиграв референдум, президент не потерял власть
Максим Артемьев

04.12.2007   
Петербургская аномалия
Уроки полунеудачи «ЕР»
Сергей Шелин

30.11.2007   
Суд вместо предвыборной кампании
Зачем арестовали Окруашвили
Дмитрий Нерсесов

28.11.2007   
Во-первых, это красиво…
Аннаполис: вершина переговорной шестидесятилетки
Сергей Шелин

26.11.2007   
Негодные средства
До выборов в Государственную Думу осталась одна неделя
Михаил Бударагин

23.11.2007   
Наведенная оппозиция
Петербургский эскиз Гражданского Собора
Сергей Шелин

22.11.2007   
Узнай президента
Что скрывает детский сайт Владимира Путина
Олег Кашин

21.11.2007   
Король сердится
Испанский монарх осадил Уго Чавеса
Максим Артемьев

19.11.2007   
Точка невозврата
До выборов в Государственную Думу осталось две недели
Михаил Бударагин

16.11.2007   
Буш хвалит доллар
Потому что остальных он начинает пугать
Сергей Шелин

15.11.2007   
Лукавая цифирь
Еще раз по поводу опроса о справедливости
Сергей Ильин

14.11.2007   
Грузия: перезагрузка
Как выходить из политического кризиса
Дмитрий Нерсесов


Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера