Значение маленькой забастовки на большом автозаводе одновременно и преувеличивают, и преуменьшают.
Сам по себе протест нескольких сотен вазовских рабочих, сумевших ненадолго замедлить (но не остановить) сборочный конвейер, ни по размаху, ни по уровню организации не несет в себе ничего примечательного даже по нынешней нашей застойной мерке.
Небольшие экономические стачки случаются сейчас сплошь и рядом, заканчиваясь обычно более или менее полюбовно.
Одно из таких событий пару месяцев назад случилось, между прочим, и на родственном АвтоВАЗу российско-американском предприятии «GM-АВТОВАЗ»: бригада работниц малярного цеха протестовала против вредных и опасных условий труда.
Но ни эта, ни прочие забастовки нынешнего лета не вызвали ничего, даже слегка похожего на нынешний медиальный и партийный ажиотаж вокруг весьма умеренного по масштабам вазовского скандала.
Может быть, сказался масштаб - если уж не масштаб мероприятия, так хотя бы масштаб предприятия – прославленного нашего индустрального гиганта. Может быть, впечатлил и сам факт забастовки на сугубо российском заводе – ведь прочие подобные акции до сих пор происходили чаще всего на филиалах иностранных фирм, а итальянские корни самого АвтоВАЗа – такие древние, что уже и не в счет.
Возможны и другие причины. Но это и не важно. Данная забастовка признана общенациональным событием. Следовательно, заслужила того серьезного рассмотрения, которое таким событиям в обязательном порядке подобает. И это правильно. Не важно, в какое место пруда упадет камень. Главное, чтобы от него пошли круги.
Говорят, что события подстегнуты конфликтующими верхушечными кланами – самарскими, тольяттинскими и вазовскими. Пускай так, но было, что подстегивать.
Ведь осмысленнее и логичнее всех в этой ситуации действовали как раз рядовые стачечники. Пожалуй, они были даже единственными, кто так действовал. Они просто требовали повысить зарплаты. И это настояние то ли ста, то ли двухсот, то ли четырехсот забастовщиков, наверняка поддерживали в душе все остальные сто тысяч рабочих автозавода.
Рядовой работник всегда и в первую очередь хочет роста доходов, и только во вторую, и то не всегда, учитывает, что этот рост другим своим концом может ударить по нему самому. В данном конкретном случае все ответственные лица сделали все, от них зависящее, чтобы вышеупомянутое второе соображение рядовым работникам даже и в голову не пришло.
Не так давно АвтоВАЗ перешел под контроль весьма уважаемой госорганизации «Рособоронэкспорт». Аналитик меланхолически отметит: ничего, мол, не попишешь – в России продолжается передел собственности, такая вот у нас сейчас стадия общественного развития.
А простой вазовец - не аналитик. Он мыслит ненаучно, но конкретно: одни серьезные люди отбирают завод у других серьезных людей. И чувствуется, отбирают совсем не оттого, что лучше знают, каким способом слабеющее предприятие сделать сильным, и не оттого, что ночи не спят - все думают, как бы осчастливить рядовых работников. Просто оприходуют завод по каким-то своим высоким соображениям, к нему, рядовому человеку, отношения не имеющим.
Какой из этого он делает вывод? Да единственно возможный: что собственные свои высокие соображения (то есть соображения о высокой зарплате) он должен таким же порядком воплотить в жизнь своими силами.
Мысль о том, что ВАЗ архаичен, дезорганизован и гонит с конвейера машины, которые не находят покупателей, просто не приходит ему в голову. Информация о том, что сбыт вазовских автомобилей падает (за первые семь месяцев этого года – на 8 %), конечно, не секретная, но она для профессионалов.
А рядовые люди изо всех официальных источников слышат лишь радостные клики о всеобщем расцвете, сказочном росте доходов, а также о том, что все грандиозное, что уже сделано для народа – это просто мелочь по сравнению с тем, что будет свершено под чутким руководством начальства в ближайшие пять – десять – пятнадцать лет.
Но в собственную ловушку попались далеко не только «официальные источники».
Там же – и менеджмент АвтоВАЗа. В нормальной обстановке ему бы самое время призвать своих людей работать побольше, а пояса затянуть потуже – времена для предприятия тяжелые, того и гляди придется сокращать штаты и массами увольнять работников.
Но, во-первых, говорить о тяжелых временах официальным лицам ни в каких ситуациях нельзя. Потому что времена – замечательные.
Во-вторых, если и затягивать пояса, так уж всем – сверху донизу. А вот эта мысль вазовским верхам, по-моему, не близка совершенно.
В-третьих, вышеупомянутые верхи – сплошь единороссы. А их областные однопартийцы во время весенних местных выборов обещали поднять зарплату до 25 тысяч в месяц (раза в два больше против нынешней автовазовской). Так что забастовщики всего лишь потребовали выполнить предвыборные лозунги, какой бы парадоксальной ни показалась эта мысль тем, кто обещал.
В-четвертых, готовиться к сокращению штатов, пусть и сто раз обоснованному экономически, - дело нынче крайне нежелательное, потому что с безработицей у нас ведется официальная и победоносная война.
В-пятых, на заводе нет нормального влиятельного профсоюза, который мог бы добросовестно довести до нанимателей резоны наемных работников, а до работников – резоны нанимателей. Забастовочную акцию организовывал полумаргинальный альтернативный профсоюз. А старые «официальные» профбоссы только растерянно шевелили усами где-то сбоку. И понятно почему.
Ведь «до сих пор взгляды на существующее положение дел профсоюзных лидеров и руководства завода совпадали», - с прелестной наивностью сообщает одно из СМИ. Но вот сейчас, «дабы не дискредитировать себя», официальный профсоюз «не может открыто выступить на стороне руководства (его задача все-таки представлять интересы рабочих). Но не может изменить и свои взгляды…»
Ай да «неизменные взгляды», так своевременно скрываемые казенными профсоюзными чинами от собственных рабочих! Официальные преференции, предоставляемые псевдопрофсоюзникам с такими «взглядами» - это еще одна ловушка, уберегающая от того, чтобы решить проблему хоть сколько-нибудь нормальным образом.
Еще одна, но и она не последняя. Вся наша сегодняшняя политическая система – сплошная ловушка.
Разве одни только единороссы сулили людям сверхзарплаты? Прочие участники «политического процесса» обещали еще больше и еще конкретнее. Понятно, что это же сулили коммунисты. Понятно, что это же сулили и справедливороссы, на которых вазовское начальство как раз и намекает как на главных вдохновителей акции.
Но ведь и эспээсовские либералы в борьбе за кресла раздавали весной точно такие же словесные авансы. И вполне логично, что теперь «президиум федерального политсовета «Союза правых сил» выступил в поддержку забастовщиков на «АвтоВАЗе»… СПС обратился к руководству страны с требованием обеспечить справедливое распределение национального богатства, высокий жизненный уровень и достоинство трудящихся…»
Совершенно верно. Это дословно то, что столько лет подряд говорила КПРФ, а СПС высмеивал как возврат к ленинизму-брежневизму. Но когда на носу думские выборы, тут уж не до прежнего своего экономического либерализма. Не то что от «руководства», от черта лысого потребуешь «справедливо распределить национальное богатство».
Получается, что на стороне реальной действительности просто никого не осталось. На всех этажах, у каждого, от кого хоть что-то зависит, собственные уважительные причины нести вздор и сбивать с толку рядовых людей.
Вот рядовые люди и укрепляются в простой мысли: пришло, наконец, время потребовать денег у начальства. Не поймет – значит, надо потребовать гораздо громче, решительнее и массовиднее. А единственная мысль, которая в ответ рождается у начальства – если нет денег откупиться, заткнуть крикунам рты.
Сейчас у нас хозяйственный бум, и конфликты вазовского типа – скорее исключение. Когда бум сменится стагнацией или кризисом, они станут правилом.
Экономический кризис – это не только проблемы. Он же – и экзаменатор экономики. Он же - и санитар леса, устраняющий все отжившее и выдвигающий в первый ряд все крепкое, конкурентоспособное и живое.
Но все это, только если хозяйственная среда – гибкая и конкурентная, с действенными связями между нанимателями и нанимаемыми, если влиятельна и ответственна политическая система, если действуют социальные стабилизаторы, помогающие работникам предприятий-банкротов получить новые специальности и новые рабочие места.
Если же этого нет, то кризис – в лучшем случае, застой на долгие годы вперед, а в худшем – общественный распад.
Собственно, об этом и напоминание, в этом и урок, который пытается преподать АвтоВАЗ. Но что-то не видно тех, кто этот урок хочет усвоить.