На самом деле, это уже не смешно, граждане. Шут с ним, с Лужковым: тот как услышал, что его могут на третий срок избрать, так воспрял духом и уже увешал опять Москву транспарантами из серии "Любишь город – люби и саночки возить", то бишь читать стишки и слоганы, которые, кажется, канцелярия мэра сама и сочиняет. Потому что нет таких стихов про Москву. Не верю.
Но это, повторяю, ладно: может, Лужков теперь зимой снег почистит на том основании, что ему надо на выборах будет потом девяносто девятый процент добирать и как раз богоспасаемые старушки, что перестанут на одну зиму калечиться по дороге в гастроном, ему этот девяносто девятый процент и принесут. Все польза.
Короче, хрен с ним, с Лужковым. Но вот эту рок-группу, вот это творческое объединение, вот этих манекенщиц и шоуменов – вот их бы обуздать, что ли, как-то. Мало нам, что ли, Вовчика и Левчика каждую пятницу?
Потому что без них, без СПС этих, Лужков, может, сам не додумался бы до очередного памятника. Увлекся бы проблемой Калининградской области там. Крым бы опять стал присоединять. Или что еще. А тут ему Борис Ефимыч и скажи: а что это, Юрий Михалыч, памятников у нас в городе маловато?
Памятников, точно, маловато. Есть скульптурные группы про детей, одолеваемых маньяками. Есть Колумб со шведским флагом, для блезиру переименованный в Петра. А так – раз-два – и обчелся. Ну Сережа Есенин стоит. Ну Володя в паре мест, гитарой придавленный. Ну Жуков на лошади вбок скачет. Ильичей всех посгоняли с мест. Освободителей-большевиков стащили во двор галереи на Крымском валу. Короче, мерзость запустения.
И вот, значит, выходит на помост делать гастроль Борис Ефимыч. И говорит он: а что это нам не почтить настоящего освободителя. Царя Александра II, если кто не в курсе.
Царь он был ничего себе: вроде Шарля де Голля. В том смысле, что четыре покушения пережил. Волю крестьянам дал, как известно из школьного курса. Победоносцева любил. Ну, то есть, с одной стороны – освободитель, с другой – консерватор как есть. Самое время правым силам за него браться.
Юрий Михайлович брыкаться не стал: ему только дай. Уже намечено место – возле Кутафьей башни, уже определены габариты. Борис Ефимыч назначен замом Юрия Михайловича по памятнику. Дело идет полным ходом.
Говорят, памятник делать будет Александр Рукавишников: этот он на Ваганьково Володю поставил. Последнее время, правда, скульптор раздает интервью, в которых сообщает, что намерен теперь работать в технике поп-арта. Что это такое применительно к монументальным искусствам – остается только дрожать. Применительно же к царю-освободителю – и совсем страшно подумать. Нет, серьезно: вы попробуйте представить себе царя в идеологии поп-арта. То, что у него должно быть по меньшей мере что-нибудь вроде ботинок "Гриндерс" на ногах – совершенно несомненно.
Есть еще Зураб Константинович. Если его царь будет ниже Ивана Великого – то я ничего не понимаю в скульптуре. С чего ему быть ниже? Технология есть, фигура масштабная. Иностранец издали будет видеть, что прет к Красной площади правильно. Не надо ему будет объяснять: "Go along the street then turn left…' Просто будешь говорить ему: "See that fucking huge thing? Then go". Очень удобно.
Существует еще, согласно опросам населения, мелочь. Вроде Шемякина или Неизвестного. Шемякин свободно может отлить царя в хаки, а Неизвестный – ну уж тут мы и вовсе вступаем в область догадок. Есть Клыков: кстати, по опросам населения он идет вторым за Рукавишниковым, а отнюдь не Церетели. Царь у него может выйти, как в том анекдоте – медленный и печальный. Худенький и занюханный. Потому что у каждого свой почерк, и мы этот почерк знаем.
А за всем этим надзирает "автор идеи", как это называлось на MTV, – Борис Ефимович. Человек кристального вкуса. Недаром его так любили приглашать на ток-шоу.
Между прочим, это все не шутки: очередное совещание, на котором могут уже и одобрить проект, состоится шестого сентября. А не шутки это вот по какой причине: пока публике демонстрировали поп-культурных и народно-мифологических героев вроде Джона Леннона, Володи и Сережи – тарахтеть особо не с чего было. Потому что если они и являлись для кого-то какими-то символами, то это была, как говорится, личная проблема пациента. Теперь же нам предлагают, наконец, открыть сезон охоты на личности, сыгравшие в российской истории роль существенную и отнюдь не поэтическую. Вы только представьте себе на минуточку город, уставленный фигурами Столыпина, Сперанского какого-нибудь, Маннергейма и адмирала Колчака, а также всех Александров и Николаев – скажем, в идеологии поп-арта… А ведь увековечивать государственных деятелей – это, знаете ли, не в бирюльки играть. Это шаг, поступок и все такое. Это государственная идеология, наконец.
Мы ведь в итоге распишемся в том, что и столица нам, и идеология государственная – это нечто вроде цирка с конями. Немцов сказал, Лужков одобрил. Церетели сбацал. В такой столице и в таком государстве жить станет стыдно, это я вам точно говорю.
Впрочем, хоть и ясно, что все это беседы в пользу бедных и что как не остановить поющего Кобзона, так и Юрия Михайловича с Борисом Ефимычем с колеи не свернуть, но на самом деле, есть один-единственный способ окоротить всю эту вакханалию: надо просто попросить Зураба Константиновича изваять Лужкова или там Немцова самих. Желательно ростом под тридцать метров. И когда под них начнут закладывать бомбы уже просто все честные граждане столицы – может, они умерят свой пыл. Ибо кому охота, чтобы тебя называли исключительно "хером" или "елдой"?