Начну с того, что слова, вынесенные в заголовок, несут в себе смысл чисто комплиментарный. «Завет» (т.е. закон) – это законопроект «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», успешно продвигаемый сейчас через Государственную Думу. А «ветхий» он по той лишь причине, что посвящен не всякому жилью, а исключительно жилью ветхому и аварийному, которыми так богата наша страна. Их у нас, по официальному счету, соответственно 100 и 11,5 миллионов квадратных метров.
Так вот. Накануне второго решающего думского чтения вышеупомянутого законопроекта первый вице-премьер Д.А.Медведев собрал в ЦИКе «Единой России» мэров семидесяти с лишним главнейших российских городов – потолковать о реформировании ЖКХ.
Тут тоже, кстати, вспоминается что-то библейское, а именно, Септуагинта – классический перевод Ветхого завета на древнегреческий, сделанный, как известно семьюдесятью двумя старцами по поручению египетского царя Птолемея Филадельфа.
Но речь у нас, конечно, не о великом египтянине, а о новом законе. Первый вице-премьер спросил слушателей, читали ли они законопроект, и хорош ли он. Мэры ответили, что читали хорошо, кое-что туда добавили бы, но в общем и целом весьма и весьма не против.
А надо сказать, что проект сочинен в Минрегионразвития – ведомстве, которое, помимо прочего, славится пространностью и замысловатостью составляемых им бумаг.
Как ни складен этот законопроект, он все-таки не Библия, поэтому перескажу его экстрактно.
Занимает он 32 страницы и состоит из 24 статей. Первые 12 – о том, что создается госкорпорация под названием «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и о том, как устроены органы руководства этого Фонда.
«Госкорпорация» - это вообще очень современно. Нечто, признанное универсальным средством от всех проблем. Нет нынче поэтому такой области жизни, в которой бы отсутствовала или хотя бы не проектировалась какая-никакая госкорпорация. Совсем как в старинной советской пословице: «Не боится старик, что захиреет, колхоз (то бишь госкорпорация) накормит и согреет».
Поэтому вторые и последние 12 статей законопроекта как раз и посвящены заботе об обездоленных. А именно: перечисляют бумаги, которые должны быть составлены в регионах и в муниципальных образованиях, чтобы новый Фонд перевел деньги на переселение обитателей аварийного либо капитальный ремонт ветхого жилья.
На первую из этих целей отпускаются 95 миллиардов федеральных рублей (в 2008 – 2011 годах), на вторую – 145 миллиардов, а всего 240 миллиардов на четыре года (в течение которых означенные проблемы должны быть закрыты).
Если деньги действительно положено дать, то получить их можно будет легко, почти автоматически. Вот для примера одна из самых простых схем (прошу извинить за многословие, но более коротких фраз в проекте не найдешь):
«Средства Фонда и средства субъекта Российской Федерации на софинансирование региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также средства местного бюджета, предусмотренные на софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов, перечисляются органом местного самоуправления на банковские счета товариществ собственников жилья или управляющих организаций, указанных в части 4 настоящей статьи, в соответствии со сметой на капитальный ремонт, представляемой товариществом собственников жилья или управляющей организацией, при условии наличия решения общего собрания членов товарищества собственников жилья или общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о софинансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья или собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее 5 процентов от общего объема средств, необходимых для проведения капитального ремонта многоквартирного дома…».
Из чего ясно, что, помимо казенных денег Фонда, предполагается вовлечь в процесс также и деньги регионов, муниципальных образований, а если получится, то и благодетельствуемых властями жильцов.
И это правильно. Потому что иначе средств заведомо не хватит.
Сравним, к примеру, 11 с половиной миллионов аварийных квадратных метров с отведенными на их расселение 95-ю миллиардами рублей. Даже в глубинке вряд ли закроет даже половину. И это еще без прибылей, которые обязательно отделят для себя строители. А уж о мегаполисах и говорить не стану.
Короче говоря, если все фонды и бюджеты друг с другом сложатся, то за четыре года проблема, хоть решена и не будет, но сделается куда меньше. Если повезет, даже в разы. То есть в разы меньше станет тех, кто, ежечасно рискуя жизнью, обитает в аварийных домах, а также и тех, кто мучается от проживания в домах официально ветхих.
К обеим этим страдающим группам принадлежит едва не каждый десятый житель страны. И если хоть каждому второму из этого каждого десятого станет к 2012 году жить хорошо, то это будет серьезный гуманитарный успех.
Разумеется, судьба улыбнется не только этим людям. Еще добрее и шире улыбнется она всем, кто будет заниматься их обустройством. Но уж без этого, сами понимаете, у нас ничего не сдвинуть.
На то и госкорпорация, на то и законопроект, который с такой равномерной и неслучайной симпатией встречен и в муниципалитетах, и в регионах, и в Думе, и в «Единой России», и вообще во всех коммерческих кругах, причастных к строительному делу.
Вы скажете: ладно, начинание, конечно, гуманное, но при чем здесь «реформирование ЖКХ»?
И в самом деле, почти ни при чем. Разумеется, в законопроекте многое сказано и о развитии коммерческих жилищных услуг, и о подталкивании к созданию жилищных товариществ, и обо всем прочем, что принято у нас обозначать словом «модернизация».
Но это слово явно нуждается, чтобы ему вернули его нормальный смысл. В экономике модернизация – это все, что приближает к свободному, частнособственническому и конкурентному капитализму. Такому, при котором, опираясь на личный свой труд, собственность и интеллект, может нормально жить и богатеть любой работящий и физически здоровый человек.
Модернизация же под руководством госкорпорации – это никакая не модернизация, а казенно-бюрократическая благотворительность, оказываемая нуждающимся (а среди них даже и ненуждающимся) к выгоде административно-монополистического бизнеса.
Благотворительность – не ругательство, но не надо путать понятия. Подлинная модернизация российской жилищной сферы плетется черепашьим шагом и продвинулась на редкость мало за двадцать неполных лет нашего капиталистического строительства. За эти годы не столько родилась новая жилищная система, сколько до крайности запутанной стала старая.
В конце советской власти в городских многоквартирных домах жили арендаторы и похожие на них кооператоры. По факту и те, и другие были потомственными держателями аренды, могущими ее продавать, покупать, менять и передавать по наследству. Только кооператоры могли делали это легально. А арендаторы – не совсем, хотя на практике и совершенно свободно.
Помню, что когда в начале 90-х эту ситуацию узаконили (назвав «бесплатной обвальной приватизацией жилья»), буквально все увидели в этом подлинную революцию.
На самом деле, почти все держатели так в душе держателями и остались – без чувства ответственности, без чувства (да, кстати, и без реально обеспеченного права) собственников, но с уверенностью, что государство обязано о них заботиться.
Тогдашнее государство как раз и не заботилось, чем весьма их озлобляло, хотя плата за коммунальные услуги на несколько лет почти перестала взиматься.
Потом стали копиться перемены.
Рядом со слоем вышеупомянутых держателей жилья (будь то ставших «собственниками» или оставшимися арендаторами), платящих все дороже за жилищные услуги, но одновременно дробящихся на группы многообразных льготополучателей, вырос слой действительно бесправных «новых» арендаторов, задорого и без всяких гарантий невыселения снимающих жилье у арендаторов «старых».
Появился слой новых и уже более реальных собственников, купивших квартиры в домах новой постройки.
И, наконец, стало расти число ТСЖ, воспринимаемых обычно как структурные единицы свободного капиталистического будущего. На самом деле, товарищество собственников жилья не более свободно, чем какая-нибудь крестьянская община в какой-нибудь старинной азиатской державе: общинникам говорят, какие поборы они должны заплатить, и они совершенно свободно в порядке круговой поруки эти поборы платят.
В дополнение к этим новинкам очень оживилась власть и аффилированный с нею бизнес. Открываются все новые и новые проекты. В регионах, что побогаче, начинают возводить хрущобообразные казенные жилмассивы для бедняков. А самые невезучие жильцы получают шанс спастись из-под своих аварийных и ветхих развалин с помощью новообразуемого Фонда.
Все это поучительно, но не складывается ни в единую картину, ни в единую политику.
Какова цель?
Частное либо вольнонаемное жилье как основа, и казенное как дополнение к нему?
Казенное жилье, заселяемое по тридцати трем правилам, как основа, и частное как его дополнение, подлежащее максимальному выжиманию денег?
Ведь в любом случае надо строить много. Так хочет народ, и хочет все громче.
Если в основе – капитализм, то роль властей всех уровней – возводить как можно больше инфраструктуры, держать рынки открытыми и быть подальше от строительных фирм. Такой курс можно проводить неограниченно долго, постоянно улучшая законы, уменьшая коррупцию, и в стратегической перспективе достигая наилучших результатов из всех возможных.
Если же в основе наоборот, государственный патернализм, то власти должны обо всем печься сами, всем руководить и все планировать, командовать строительными фирмами и при этом, не знаю уж каким способом, пытаться удержать мзду хоть в сколько-нибудь разумных пределах. Эта политика тоже может быть довольно успешной – вспомним хрущевско-брежневскую жилищную революцию – но казенные деньги рано или поздно кончаются, и такой курс заходит в тупик, успев основательно разложить граждан на всех уровнях.
Если же оба курса проводить одновременно, то гибрид может получиться куда хуже обоих своих прародителей. Зато медовый месяц фондов, госкорпораций и адресных программ приходит быстро и с твердой гарантией.