Очень жаль, что митингово-молодежная тематика приелась настолько, что у новостей из уличной жизни молодежных политических движений практически не осталось шансов превратиться в первополосные. Вчерашние события у здания центрального офиса «Единой России» заслуживают первых полос – первое (не считая предвыборных инцидентов в Ставрополе) настоящее столкновение между двумя пропутинскими партиями. Активисты молодежных организаций «Единой России» и «Справедливой России» подрались, подрались по-настоящему, всерьез.
Молодые «эсеры» (бывшие молодые «родинцы» во главе с Сергеем Шаргуновым) собирались митинговать против монополии «Единой России» на власть. Единороссовская «Молодая гвардия» решила устроить контрпикет под лозунгами, смысл которых сводился к тому, что «Справедливая Россия» хочет присосаться к высоким рейтингам ЕР, но молодогвардейцы не позволят этого сделать.
Кто первым начал бросаться яйцами, неизвестно – молодогвардейцы обвиняют в яйцеметании сторонников партии Сергея Миронова, эсеры обвиняют молодогвардейцев. В любом случае, яйца были только промежуточным этапом на пути к полноценной драке, закончившейся только, когда то ли случайно, то ли запланированно в Банном переулке появилась поливальная машина, облившая всех участников потасовки – и «единых», и «справедливых». Интересно, что за дракой наблюдал дежуривший в Банном переулке милицейский наряд, который, по словам Шаргунова, «трусливо отводя глаза, явно покровительствовал незаконным действиям наглецов». В чем выражалось покровительство, Шаргунов не уточняет, но ни один из дерущихся с обеих сторон милицией задержан не был.
Либеральные комментаторы весь остаток дня иронизировали по поводу того, что драка была «договорным матчем» или просто следствием несогласованности действий кремлевских чиновников, которые в равной мере покровительствуют обеим партиям. Логика ясна – если ты заранее уверен, что противостояние ЕР и СР есть фикция, то не верь глазам своим. Глазам между тем все-таки стоит верить, тем более что в случае с двумя «партиями власти» срабатывает один, в общем, очень простой принцип. Даже если Борис Грызлов и Сергей Миронов только делают вид, что являются непримиримыми политическими противниками, все сотни тысяч рядовых партийцев лицедействовать просто не могут. Спускаясь вниз по вертикально интегрированной партийной структуре, выдуманное противостояние делается вполне реальным. Сколько бы ни повторялась формулировка о «левой и правой ноге» одного организма, противостояние двух партий на уровне регионов реальным от этого быть не перестает, выплескиваясь в конце концов и на федеральный (пусть пока всего лишь молодежный) уровень. Вряд ли кто-то кроме авторов проекта «Справедливая Россия» может точно сказать, для чего создавалась эта партия, но реальность и сама не очень склонна советоваться с этими авторами – когда с одной стороны звучит «Вы не медведи, вы козлы!», а с другой – «Хрен вам, а не рейтинг!», даже искусственно начатая политическая борьба делается вполне настоящей. Российская политика беременна конкуренцией, и этот процесс невозможно остановить. Контролируемой конкуренции не бывает.
К тому же, подравшись в Банном переулке, молодые «эсеры» и «единороссы» сделали то, что уже полгода не удается организаторам «маршей несогласных». «Несогласные», марш за маршем тиражирующие один и тот же трюк (настаивать на проведении марша не в том месте, на которое получено разрешение; последний случай – марш в Воронеже, когда, получив разрешение на митинг на Адмиралтейской площади, организаторы марша продолжали настаивать на площади Ленина), настолько обессмыслили свою активность, что даже Михаил Касьянов больше не хочет маршировать, полагая, что марши проводятся слишком часто. На этом фоне новый уличный сюжет российской политики обещает быть весьма долгоиграющим. Если отношения между ЕР и СР и дальше будут развиваться так, как развиваются сейчас, страну ждет непредсказуемая предвыборная кампания.