Эпопея с пленными британскими моряками закончилась гораздо быстрее, чем можно было предполагать. Персы поняли, что заложники им не нужны, поскольку побитая собака кусаться не будет. Потому и отпустили пленных, заодно устроив ещё одно шоу.
Вернувшись домой, бывшие пленные начали жаловаться на то, что в Иране на них оказывалось «моральное давление». Видимо, этими заявлениями товарищи решили сохранить лицо. В ответ иранское ТВ показало кадры с весёлыми британцами, играющими в настольный теннис и шахматы. При всём понимании восточной любви к спектаклям, в эти кадры почему-то веришь, как говорил Жванецкий, «сразу и навсегда». Тем более что сами англичане на той же пресс-конференции сказали ряд замечательных вещей.
Лучше всех высказался старший по званию из бывших пленных, капитан морской пехоты Крис Эйр: «Мы приготовились к бою. Иранцы были вооружены крупнокалиберными пулемётами, гранатомётами, они направили на нас своё оружие. Тут мы поняли, что столкновение не только угрожает нашей жизни, но и может вызвать последствия огромного стратегического значения. И тогда мы сдались. … Понимаете, мы же могли потерять жизнь! Намерения иранцев были непонятны, поэтому мы не стали отстреливаться и сразу сдались. А когда нас взяли в плен, мы их наконец-то раскусили. Но оружие у нас уже отобрали, так что отстреливаться мы никак не могли, хотя имели полное право».
Военные (и не тыловики, а моряки, элита ВС, и морпехи, элита элиты), находящиеся в боевой обстановке на боевом задании, могли потерять жизнь! Намерения противника были непонятны! При этом капитан (т.е. младший офицер уровня командира роты) мгновенно осознал огромное стратегическое значение происходящего! Более того, сдавшись, он раскусил вражеские намерения! И имел полное право отстреливаться из отобранного оружия!
И этого человека не отправили в психушку. И не выгнали с позором со службы. Всё гораздо хуже. Командующий ВМС Великобритании адмирал Джонатан Банд сказал: «Команда не нарушила никаких правил, согласившись на требования иранцев. Они – украшение флота». Не больше, не меньше – украшение флота.
Ещё совсем недавно над Британской империей не заходило Солнце, Британия правила морями. Эволюция к нынешнему состоянию оказалась на удивление быстрой. И эволюция эта продолжится.
Уже в годы холодной войны европейцы тяготились обязанностью защищать самих себя от возможной советской агрессии. Жителей Старого Света очень утомили две мировые войны. Кроме того, они стали слишком хорошо жить, поэтому у них исчезло желание умирать за что бы то ни было. Как только противник исчез, почти вся Европа перешла от призывных армий к наёмным. Скоро этот процесс будет завершён. Исключение, возможно, составят Германия и скандинавские страны, сохраняющие призыв не по военным, а по политическим и социальным соображениям. В любом случае, европейские общества сняли с себя обязанность по собственной защите. При этом, однако, на логичный завершающий шаг – полный отказ от вооружённых сил – они не пошли. Видимо, в силу психологической инерции. При этом, однако, в обществе доминирующим стало мнение о том, что нет таких ценностей, ради которых можно пожертвовать своей жизнью. Армия – часть общества, поэтому указанный постулат начал всё более глубоко проникать и в неё.
Проблема в том, что воинская служба подразумевает обязанность умереть. Если человек этого не понимает, он не может быть военнослужащим. Он просто паразит, поглощающий деньги своих соотечественников-налогоплательщиков. Как показывает и случай с британцами в Иране, и нынешняя афганская эпопея НАТО, европейские армии теперь, в основном, укомплектованы именно такими паразитами. Вполне очевидно, что обсуждаемые моряки не являются никаким исключением. Они украшение флота.
Таким образом, эволюция европейских армий очевидна: призывная армия – наёмная армия – отказ от армии. Последний из этих шагов тем более возможен потому, что Европе сегодня объективно никто не угрожает внешней агрессией. Её с Запада прикрывают США, а с Востока – Россия. За это европейцы всё больше ненавидят и тех, и других.
Впрочем, США могут утомиться от своих «освободительных походов» и вернуться в «крепость Америка». Более того, скорее всего, в Вашингтоне скоро поймут, что у них просто нет другого выхода. А вот Россия из Евразии никуда не денется. Если только не развалится при прямой и непосредственной помощи европейцев.