Сергей Шишкарев - заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. - GlobalRus.
Встреча Президента РФ В.Путина и немецкого канцлера А.Меркель – бывшего и нынешнего председателей G-8 - в Сочи наглядно свидетельствует, что Западная Европа – основной потребитель наших энергоресурсов - готова развивать энергетическое сотрудничество с Россией.
В последнее время западные политики и СМИ много говорили о «российской энергетической угрозе». Недоброжелатели России злорадно потирали руки и возлагали на нового немецкого канцлера надежды на то, что Германия выступит организатором борьбы с российским «энергошантажом». Буквально накануне визита Меркель в Сочи французская «Le Point» с удовлетворением констатировала, что «любезная снисходительность бывшего канцлера Шредера осталась в прошлом. Теперь у власти Ангела Меркель, чьи слова в сторону российской стороны были резки» (19.01).
Организаторы антироссийской кампании поспешили - немецкий канцлер проявила себя ответственным политиком - встав у руля ЕС и «большой восьмерки», взялась вновь налаживать мосты с восточным соседом-поставщиком энергоносителей. «Я не только понимаю, но и принимаю то, что Россия с ее партнерами - Украиной и Белоруссией - хочет иметь рыночные цены в том, что касается покупки нефти и газа», - отметила она.
Прагматичная Меркель, настаивающая на развитии энергодиалога с Россией, делает совсем неконструктивной позицию некоторых стран-транзитеров российских энергоносителей, в частности, Польши, вот уже который месяц блокирующей подписание нового соглашения о партнерстве России и Евросоюза.
В этой связи особенно актуальным представляется выраженное Президентом РФ намерение диверсифицировать пути транспортировки наших энергоносителей и на Запад. Только таким образом можно добиться стабильности и надежности энергопоставок в Европу. На переговорах с немецким канцлером Президент РФ вел речь в первую очередь о строительстве северо-европейского газопровода (СЕГ), об «ускорении работы по прокладке трубопроводных систем к берегу Тихого океана, расширении возможности по транспортировке углеводородов на Севере, в том числе на Северо-Западе России».
О последнем мне, как заместителю председателя профильного комитета Госдумы, хочется сказать особо. Считаю, что теперь, когда законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте» почти полностью доработан (после первого чтения в 1999 было внесено более 50 существенных поправок, второе чтение ожидается в конце января), настало время вернуться к планам строительства трубопроводов к Мурманску и глубоководным портам Баренцева моря, способным принимать крупнотоннажные океанские танкеры. Эти планы были заморожены в связи с отсутствием ясности по вопросу об участии частных инвесторов в строительстве трубопроводов. Сейчас эти проблемы практически сняты. Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» предусматривает возможность частных инвестиций в магистральные трубопроводы при условии, что государственная компания «Транснефть» сохранит за собой боле 50% акций и останется оператором трубопровода, обеспечивая тем самым стратегические интересы российского государства.
Расширение инфраструктуры морских путей транспортировки энергоносителей (оставляющих нам полную свободу выбора – кому везти нефть и сжиженный газ) позволит нам добиться независимости от стран-транзитеров и потребителей российских энергоресурсов.