В отличие от «Русского марша», ставшего фигурой умолчания для федеральных телеканалов, о субботнем «Марше несогласных» «Вести» и «Время» рассказывали много и с удовольствием (а фрондерствующей Марианне Максимовской с «Рен-ТВ» пришлось иллюстрировать закадровый текст про жестокие меры против митингующих кадрами задержания активистов прокремлевской «России молодой», приветствовавших митинг плакатом «Привет валютным политическим проституткам!»). Очевидно, это и есть критерий успеха или неуспеха марша, и судя по сюжетам в теленовостях мантра «Власть нас боится» действует только на самих «несогласных», потому что уж кого-кого, но их-то власть не боится точно.
Именно поэтому доставшиеся «Маршу несогласных» в наследство от «Русского марша» омоновцы в космонавтских шлемах и круживший над площадью милицейский вертолет, в субботу на Маяковке выглядели нелепо – таких мер предосторожности это сборище явно не заслуживало. Если месяц назад на Девичьем поле ОМОН с видимым трудом удерживал темную и потенциально беспощадную силу, то здесь милиционерам оставалось только водить хороводы вокруг выставленной на площади елки – внутри оцепления, по большому счету, было пусто. Не считать же силой этих инфантильных НБП-шников вперемешку с митинговыми бабушками. Идиотское милицейское усиление стало подарком властей организаторам марша. Впрочем, едва ли существует такой подарок, который мог бы помочь этим людям.
«Кто отобрал у нас свободное, дешевое, бесплатное образование? Кто отобрал у нас бесплатное здравоохранение?» - спрашивал радикально полевевший Касьянов, ничуть не смущаясь тем, что сам четыре года работал барственным премьер-министром. По его новой риторике комментаторы пройдутся еще не раз, фотография Каспарова, Касьянова и Лимонова в том же ракурсе, в каком на советских плакатах рисовали Маркса, Энгельса и Ленина обязательно станет бесценным материалом для новой агитпродукции «Наших» и «Молодой гвардии», а сайты, обеспечивавшие информационное спонсорство «Марша несогласных», скорее всего, прокомментируют субботний митинг максимально скупо – с пропагандистской точки зрения о провалах лучше молчать.
Конечно, это был не только провал конкретного «Марша несогласных». Сделав на него максимальную ставку, промозолив глаза всему интернету баннерами про «будет весело и страшно» (хороший, кстати, лозунг), лидеры «Другой России» проиграли все немногое, что им удалось насобирать по своим и без того разоренным сусекам. Традиционный митинговый контингент (причем даже не «эхомосковский», а вполне зюгановско-анпиловский), Касьянов, превратившийся в карикатуру на самого себя, карнавальный Лимонов и Гарри Каспаров в кепке-аэродроме – вот и вся «Другая Россия». А больше и нет ничего.
Евгения Альбац сказала бы таким лидерам свое знаменитое «Вон из профессии!», но увы – сейчас она сама находится среди них, а выгонять из профессии саму себя – это уже какой-то запредельный постмодернизм. Так что, скорее всего, список вечных митинговых скитальцев (Анпилов, Лимонов, Удальцов) просто пополнится новыми именами (почему-то особенно жаль в этом смысле сверхбуржуазного Александра Осовцова – в роли бегемотовода он смотрелся гораздо более органично) на радость пенсионерам-завсегдатаям. Но о претензиях на власть этим людям точно придется забыть – навсегда. Эксперимент по прививке Касьянову и Каспарову «левого поворота» оказался катастрофически неудачным.
И это, помимо прочего, значит, что спонсорам и идеологам «несистемной оппозиции» придется срочно искать другую клиентуру. А выбор, мягко говоря, невелик. Кроме как на Рогозина с Беловым клубу врагов Кремля надеяться больше не на кого, тем более что шапкозакидательское желание «Другой России» показать свои самые привлекательные стороны именно в формате, заданном «Русским маршем», обернулось убедительнейшей рекламой для националистов – в сравнении двух маршей «русский» выигрывает у «несогласного» по всем показателям. «Оранжевой угрозы» больше нет. То есть умерла она не в субботу, но именно в субботу «Другая Россия» официально похоронила ее на Триумфальной площади.
Собственно, таким образом «Марш несогласных» показал, что в противостоянии 2008 года активные оппоненты Кремля примут участие именно под националистическими лозунгами. Это главный итог того, что было в Москве 16 декабря.