Американцы изобретают плащ-невидимку. Первая информация об этом была еще несколько недель назад, и когда первый шок схлынул, оказалось, что это действительно не розыгрыш и не утка. Специалисты из Университета Дюка в Северной Каролине разработали технологию, которая позволяет обмануть высокочастотное излучение, заставляя его волны обтекать замаскированный предмет, как вода в реке обтекает камень. Пока это, конечно, еще не невидимость как таковая, однако принцип применим и к другим типам волн – например световым, звуковым или сейсмическим. Соответственно, маскировка может оказаться практически идеальной – если проект будет доведен до ума, спрятанные предметы можно будет засечь только рентгеновским излучением. Стелс с его защитой от радаров тут и рядом не валялся. Кроме того, для такой технологии есть и более мирные применения – например, можно будет строить дома с абсолютной сейсмоустойчивостью.
Первое, что позволяет понять это открытие – оказывается, наша привычка к прогрессу преувеличена. Это не просто многоядерный процессор и не дисковый привод с синим лазером: тут придумано нечто такое, что может иметь самые непредсказуемые и, скорее всего, грандиозные последствия – и это кажется столь же поразительным, каким, должно быть, казался промышленный переворот жителям XVIII века. Показательно, что комментаторы, по большому счету, воздержались от прогнозов – прогнозировать пока никто ничего не в силах. От этой недосказанности - ничего хорошего. Из современной мифологии кибертриллеров и шпионских романов возникает образ холодноглазого шпиона из каких-нибудь гнусных ЦРУ или якудзы, который исчезает с глаз человеческих, чтобы похищать ядерные коды, капать яд в ухо политическим деятелям или просто вторгаться в частную жизнь. Кто и зачем – непонятно, но невидимое всегда пугает, так что выходит один темный ужас, ужас, ужас.
Между тем, прогнозировать здесь – увлекательнейшее занятие. И не обязательно депрессивное, если смотреть на вещи здраво. В принципе, современное общество переварило и прекрасно усвоило технологии, оказавшие на него куда большее влияние, чем обещает оказать плащ-невидимка: например, развитие транспорта, сузившее планету дня, максимум двух-трех дней пути в один конец. Или Интернет, о котором и говорить неловко: кажется, по-настоящему новая эпоха («постиндустриальная» или как угодно) началась только сейчас, просто это еще не до конца осознали классификаторы на высоких кафедрах. Плащ-невидимка, конечно, даст свои последствия, но ничего такого, что нельзя будет пережить, тем более что технология наверняка еще долго останется закрытой, а значит, использоваться будет скупо и расчетливо. Зато Беслана при таком изобретении могло и не быть, и это уже полностью оправдывает разработку.
Однако речь здесь даже не об этом. Американцы разрабатывают не просто супер-гаджет, они воплощают классический архетип, с которым человечество носилось, сколько себя помнит – всегда считая его не более чем сказкой. Впору даже побаловаться с мыслью, уж не было ли в седой древности чего-то «этакого», что и инспирировало мифы, сказки и эпос по всему миру – хотя на самом деле, конечно, механизм работает ровно наоборот. Сказители, от Гомера до Роулинг, поддерживают идею в умах на протяжении тысячелетий, и в итоге кто-то дозревает до того, чтобы найти способ ее воплотить. Есть вообще даже теория, по которой весь подъем фантастической литературы в замороченном на реализме ХХ веке был инспирирован не то ЦРУ, не то большевиками – чтобы общество держало нужный ход мысли и двигало научно-технический прогресс. Градус конспирологии здесь, конечно, неприличный, но все же свое зерно истины в этом есть. Как и в любой сказке.
Так или иначе, ситуация уникальная: каролинское изобретение позволит проследить, как архетип трансформируется в часть реальности. Всеохватность тут не обязательна, главное не чтобы плащ-невидимка лежал в каждом супермаркете, а чтобы общепринятой стала сама идея о существовании такого плаща. Похожая ситуация была с Интернетом, который даже переплюнул все информационные архетипы (из волшебного зеркальца музыку не скачивали), но тот все-таки подкрался незаметно: только что Пентагон просто забавлялся со своими вычислительными машинами, а через четверть века юзеров вдруг оказалось уже один миллиард.
Не то с невидимостью – все знают, насколько это поразительно, и все же деваться некуда - придется привыкать. Но по большому счету, сакральный трепет здесь неуместен – разве что момент печали о том, как проходит мирская слава. Это не первый и не последний архетип, который человечество воплотило – и ни сапоги-скороходы, ни мечи-кладенцы не привели к построению Утопии или, наоборот, государства Большого Брата. Вряд ли шапка-невидимка что-то изменит.