Александр Тимофеевский попросил меня "ответить Кашину". Отвечать на репортаж, конечно, дело весьма странное. К тому же нерепортажные выводы, которые Кашин делает в своем материале, в основном не вызывают у меня никакого внутреннего протеста - да, 4 ноября на Девичьем поле собрались клоуны. Да, созвучие антисурковской риторики Белова (или Поткина?) и Белковского не может быть случайным. Да, заявление НБП о том, что это они - настоящая националистическая партия, было жалким и обиженным. Да, непоказ русского марша по телевидению бесит тех, кто в русском марше участвовал или знал о нём, но только их и никого более. Например, мои папа с мамой о таком марше вообще ничего не слышали. Подозреваю, что и все население страны, кроме нескольких тысяч молодых бездельников, - тоже.
Остается лишь тезис о харизматичности Поткина (или Белова?). С ним согласиться решительно невозможно. Я не был на митинге (мне вообще кажется, что хождение на разного рода митинги - это разновидность сексуальной перверсии, вроде эксгибиционизма, и митингуют скорее всего люди сексуально неудовлетворенные), так вот, я не был на митинге, но я видел видео с выступлением Белова-Поткина.
Харизматичные лидеры так не выступают. Даже через маленький экран You Tube я чувствовал внутренний, животный страх, исходивший от Александра Поткина-Белова. Похожий не столько на русского националиста, сколько на музыканта группы "Сябры", Поткин-Поткин, обвешанный мегафонами, как шахидка тротиловыми шашками, выступал с приветственным словом к Русскому Народу™. Вот краткое содержание этого выступления: "В Кремле засел Асланбек Дудаев, и его оттуда надо прогнать". Собравшиеся на площади Девичье поле гопники в спортивных шапочках нестройно отвечали: "На х.й!" и "Русские! Русские! Русские!", а граф Лев Николаевич Толстой взирал на все это так сурово, что, казалось, сойди он из своего камня во плоть, самолично выпорол бы на конюшне весь этот плохо вымытый, покрытый прыщиками и воняющий дешевыми сигаретами сброд. Русский Народ™, во имя счастья которого и происходило заклание неведомого никому Асланбека Дудаева, мало того, что ни слухом ни духом не подозревал о существовании Белова-Белова, так еще и наверняка не знал, что у него вообще есть какие-то требующие немедленного решения проблемы.
Я не знаю, Кашин, как ты понимаешь слово "харизма", но если один отдельно взятый женоподобный мальчик выйдет на площадь и станет там пусть даже и в два мегафона кричать "Х.й!" - харизматичным лидером он не станет. И напротив, харизматичным лидером может стать человек, который вообще не выступает на площади и говорит тихо-тихо, а то и вовсе молчит. А тот самый страх, который исходил от Беткина, тот страх, что заставил его обвешать себя мегафонами и вообще согласиться на все условия Рогозина по переносу марша в один из самых глухих районов центра Москвы - этот страх говорит нам о том, что Александр Анатольевич вряд ли самостоятельная фигура. Я уж не стану гадать, кто управляет этой фигурой, но я совершенно убежден, что таких управляющих не один, и даже не два. Практика создания виртуальных организаций для технологического решения тех или иных задач придумана не вчера. А Полов, надо отдать ему должное, умеет достаточно грамотно презентовать себя в виртуальном пространстве.
Так что все в твоем репортаже, Кашин, правильно. За исключением одной маленькой детали - кто во всем этом карнавале был главный. А главным там были не мальчик с мегафонами, и не Рогозин, и не Бабурин. Не собравшиеся гопники, не Святенков, не Заштопик и даже не граф Толстой. Главным в этом зоопарке было время. Стремительно уходящее время бездарных лузеров, неспособных не то что на какие-то перемены в стране, но даже и на провоцирование мало-мальски заметных уличных беспорядков.
Слава России!