Сегодня в США проходят промежуточные выборы в Конгресс. Американцы должны будут переизбрать всех членов Палаты представителей и треть состава Сената. Параллельно пройдут и выборы губернаторов в 36 из пятидесяти штатов. По всем прогнозам, демократы одержат «мягкую победу». Наблюдатели вспоминают аналогичную кампанию в ноябре 2002 года - тогда триумально победили республиканцы. Во-вторых, говорят о президентских выборах-2008. Промежуточные выборы 7 ноября - генеральная репетиция именно этого голосования.
«Мягкой победы» демократов ждут все. Наиболее вероятный сценарий промежуточных выборов озвучил пару недель назад политолог из Исследовательского Центра при Университете Виржинии Лари Забато. Демократы сумеют получить контроль над одной из палат Конгресса: скорее всего, у них будет 49 мест в Сенате против 51 у республиканцев и 230 мест против 203 в нижней палате. По прогнозу Забато, демократы также в целом одержат победу и на губернаторских выборах – после 7 ноября 29 штатов из 50 будут находиться под контролем их партии. С близким по духу прогнозом выступил и авторитетный столичный журнал The Congressional Quarterly, обозреватели которого также предвидят «мягкую победу» демократов. «Слоны» получат лишь 207 мест в нижней палпте против 210 у демократов, но сохранят минимальное преимущество в верхней палате (49 сенаторов у республиканцев против 48 у демократов).
Результаты выборов примиряют в прогнозах самых непримиримых идейных противников. "В Конгрессе мы потеряем пять-десять мест, а Сенат сохраним полностью", - с такой предельно ясной оценкой выборных перспектив выступил на прошлой неделе консервативный аналитик и влиятельнейший экс-советник Буша Карл Роув, потерявший свое место в аппарате Дика Чейни в результате громкого скандала с раскрытием имен тайных агентов ЦРУ. Левые высказываются схожим образом. «Демократы вряд ли способны на сильный рывок. Они получат незначительный контроль над нижней палатой. Ничего не получат в Сенате. Зато сумеют завоевать себе преимущество в большинстве спорных штатов во время губернаторских выборов», - эту близкую к словам Роува оценку можно было на днях прочитать в аналитической колонке известного демократа Майкла Берюба, пишущего для известнейшего леволиберального еженедельника The Nation. В общем, расхождения и симпатии понятны, однако за считанные дни до выборов их исход представлялся очевидным даже политическим антиподам.
Об ожиданиях нации стоит сказать отдельно. Общественные опросы, которые проводят американские СМИ, рисуют картину, схожую с оценками экспертов по цифрам, но не по подтекстам. Так опрос телекомпании CNN говорит, что в Палате представителей у демократов будет на девять мест больше, чем у республиканцев. Другой результат на сайте агентства Associated Press - преимущество оппозиции будет чуть более заметным: в нижней палате Демократическая партия США получит преимущество в 19 голосов. Но в отличие от большинства аналитиков нация верит, что потеря контроля над одной из палат Конгресса может серьезно изменить внешнеполитическую линию. Судя по всему, республиканская администрация действительно вызывает у рядового американца все большее отторжение. От выборов ждут перемен. Так, согласно данным, опубликованным социологической службой Gallup, 82% опрошенных американцев считают, что после перехода Конгресса под контроль демократов администрация запустит процедуру вывода войск из Ирака. 74% уверены, что демократический Конгресс начнет демонстративную войну с Белым домом с предельно «левых», идеологизированных жестов: отвергнет консервативные кандидатуры членов Верховного Суда и повысит размеры минимальной зарплаты. 70% говорят, что Бушу и его окружению после 7 ноября будет не спрятаться от парламентского расследования финансовых скандалов и «истинных причин» международных военных авантюр. 63% считают, что демократический Конгресс атакует лояльный Бушу «сверхбогатый процент нации» и взвинтит налоги.
Другая важная составляющая – губернаторская, ведь в штатах, голосующих за губернаторов, живут четверо из каждых пяти граждан Америки. В федеративной политической системе США выборы глав штатов традиционно вызывают у общества больший интерес, нежели кампании в Сенат и Конгресс. Из губернаторской когорты выходят президенты, именно здесь крутятся самые большие деньги, кроме того, в нынешнем политическом контексте Америки лишь один яркий игрок (Хиллари Клинтон) не является главой штата. В этом плане интересными могут показаться исследования, проведенные в канун выборов независимым Институтом Cato, аналитики которого попытались определить политический расклад в узких рамках губернаторской составляющей. Исследование Cato говорит о том, что почти все губернаторские звезды республиканцев явно теряют в блеске. Оценка лидеров штатов проводилась по двум десяткам разнообразных критериев – компетентность, активность, партийная принадлежность, даже внешняя привлекательность. Лидером по части имиджа оказался малоизвестный республиканец из штата Миссури Мэтт Блант, - но он выиграл не благодаря, а вопреки партии (больше всего американцам понравились его волевые и разумные действия во время стихийных бедствий минувшим летом). Джон Маккейн, Джеб Буш – оба скорее в минусе, в том числе и из-за общей слабости своей партии, от которой нынче все больше стараются откреститься. Здесь показательным выглядит и пример Арнольда Шварценеггера. В своей либеральной Калифорнии этот политик ассигнует миллионные суммы на исследования стволовых клеток. Стопроцентный представитель grand old party никогда не пошел бы на такие сомнительные с точки зрения христианской морали инициативы, - но внутренняя конъюнктура важнее.
Эти выборы уже признаны самыми дорогими, - как сообщила, ссылаясь на Center for Responsive Politics, британская газета The Financial Times, общий оборот этой кампании приблизительно равен трем миллиардам долларов, что почти на 20% больше, чем во время аналогичных выборов осенью 2002 года. Внутри астрономических сборов есть интересная тенденция: демократы, которые традиционно воспринимаются как более скромная партия, впервые в истории обошли по динамике сборов своих консервативных соперников. И хотя правящая партия оплатила более дорогую кампанию, демократы нынче все лучше находят общий язык со спонсорами – собрали больше, чем в 2002, в то время как республиканцы потеряли до пятидесяти миллионов.
Это вообще нетипичные выборы. Центральным вопросом во время всех дебатов был Ирак, и это уже само по себе редкость для американской традиции выборов в Конгресс. Другой момент – невероятный накал дискуссии. Республиканцы с самого начала вели агитацию в предельно жесткой манере, часто ставя своих противников на одну доску с главными врагами Америки - исламскими террористами.
Откуда такая ярость? Близкий к республиканцам аналитический портал The Weekly Standard логично предположил, что за этим агрессивным тоном скрывается в первую очередь неясность, разброд и шатание в лагере самой партии власти, распадающейся на глазах. В ней будто чуют, что должны уйти, и не видят спасения. «Так обычно, уходят все неудачники: крики, скандал, обвинения и заламывание рук, - в реальности за этими жестами лишь слабость и жалость к себе», - эта цитата из журнала, который всегда однозначно поддерживал республиканцев, выглядит настоящим приговором нынешней администрации. В пользу этой версии говорит и недавнее интервью Ричарда Перла, появившееся в журнале Vanity Fair и наделавшее много шума. «В некомпетентности нашей администрации виноват в первую очередь сам Буш», - заявил влиятельнейший советник республиканцев и глава неоконсервативного лобби буквально накануне выборов. Скандал «ЦРУ-Валерии Плейм», дело Джека Абрамоффа, провал в Ираке, наконец, новый скандал вокруг гей-похождений консервативного сенатора от штата Флорида Марка Фоули - вкупе со всеми этими «новостными поводами» предвыборная откровенность Ричарда Перла выглядит лучше любых подсчетов и рейтингов. От Буша устали. Ему нынче не верят даже свои. Власть должна поменяться. Вне зависимости от того, насколько серьезными будут потери «слонов» в результате сегодняшнего голосования, они не изменят главного. Последний год своего президентства «хромая утка» Джордж Буш будет припадать на обе ноги.
PS: Все прогнозы, которым посвящена эта статья, были сделаны до оглашения смертного приговора Саддаму Хусейну. Очевидно, что нынешняя американская администрация надеется, что подверстанный к выборам вердикт суда изменит расклад в пользу республиканцев. Через пару дней мы увидим, сгодилось ли это яичко.