Галерист и политтехнолог Марат Гельман опять в центре внимания. Неделю назад у нас была статья о погроме в его галерее, сейчас - о том интервью, которое он дал американскому Newsweek. Читайте завтра его ответы на вопросы главного редактора Globalrus - Редакция.
Американский Newsweek заклеймил Кремль за страсть к национализму. Статья называется «Государство ненависти» (оригинал здесь, русский перевод на Инопрессе), подзаголовок – «Россия находится в неонационалистическом запале, судя по всему, с благословления Кремля. Вопрос в том, почему?». Ответа на вопрос нет, но взятый тон в тексте выдерживается до конца. В статье добросовестно и занудно перечисляются основные сюжеты, так или иначе связанные с российским национализмом – ДПНИ, депортация грузин, до кучи и Анна Политковская – вообще-то урожденная Мазепа, трудно предположить, что она пала жертвой государственной борьбы с кавказцами, уж скорее, наоборот, - пала жертвой кавказцев, но всякое лыко в строку, чтобы показать «новый климат варварства».
Все это, однако, вспомогательный материал. В тексте две главные темы: толкование взглядов Путина на национализм – и Марат Гельман. Путинским словам, которыми он ругает экстремистов, Newsweek просто не верит, поскольку уличил его в предложении ввести протекционистские квоты для местных жителей на рынках, в массовых депортациях нелегальных мигрантов и в разговорах о «коренном населении». Здесь для сравнения хорошо было бы помянуть тысячекилометровую стену, которой Джордж Буш и Сенат решили отгородиться от мексиканцев, но это в текст как-то не вписалось.
Истинным героем статьи все же является не Путин, а Гельман. Сюжет с его избиением оказывается главным и самым бесспорным доказательством того, что в России бесчинствуют радикалы. Гельман же выступает и как эксперт по политической ситуации. Именно он «видит, как неонационализм проникает в мейнстрим». «За последние полгода ситуация в России коренным образом изменилась, - сообщает Newsweek’у сам Гельман. – Националисты чувствуют, что правительство полностью на их стороне, что пришло их время. […] Если волна растущего национализма не будет остановлена к следующей весне, в преддверии парламентской избирательной кампании, эти группы вступят в предвыборную гонку с пугающе высокими рейтингами».
Нынче любой студент, обучающийся политтехнологиям, знает, что для того, чтобы возглавить борьбу с врагом, его надо для начала выпукло и красочно подать заказчику. Это, собственно, азы эффективной политики, среди зачинателей которой Марату Гельману принадлежит совсем не последнее место. Newsweek говорит об этом обиняками и как-то уж очень стыдливо – «помимо того, что [он] является известным галеристом, [он] еще и занимается политическим анализом». «Политический анализ» многие годы выражался в том, что наряду с Глебом Павловским Марат Гельман был совладельцем ФЭПа (Фонда эффективной политики) и руководителем федеральных и региональных избирательных кампаний, которые ФЭП вел. Для людей, мало-мальски знакомых с эффективной политикой, смысл публикации в Newsweek предельно ясен: ребятам не удалось срубить в Кремле бабла на проект Интернациональной партии, и они продавливают ту же идею через Вашингтонский обком – статья адресована прежде всего Бушу, который и должен связаться с Москвой, недоуменно поинтересовавшись у друга Владимира, что это за национализм такой разбушевался у него прямо под носом и как он думает с этим злом бороться. Бороться, естественно, демократическими средствами, в рамках публичной политики, отстраивая и развивая в России многопартийную систему.
Национализм и в самом деле разбушевался, Интернациональная партия или хотя бы интернациональная линия в какой-нибудь существующей партии, например, в обновленной РПЖ и в самом деле нужна. Ради такой благой цели чего ж не покривить душой. Можно из Путина сделать шовиниста, хотя это не сообразуется ни с его характером, ни с его заявлениями, ни с чем, кроме злосчастной фразы про коренное население; можно изобразить шовинистским Кремль, хотя само ДПНИ считает иначе и главным своим врагом объявило вовсе не Лимонова, не Касьянова, не Каспарова, не Людмилу Алексееву и уж точно не Гельмана, а Владислава Суркова, то есть, самый что ни на есть Кремль. Можно смело наплевать на это и многое другое - Париж стоит мессы, как говорится. Проблема в том, что в мессу никто не верит – эффективная политика всем хороша, но она больше не эффективна.
Ксенофобская атака на грузинского художника Джикия сама по себе не слишком правдоподобна – у борцов с кавказцами в эти дни была масса более привычных, более комфортных возможностей для самовыражения. Зачем искать какую-то галерею, когда ресторан, где лобио кушают, есть на каждой улице? Странные какие-то погромщики.
Даже если Гельман не сам себя погромил, это так выглядит. Я, кстати, в отличие от многих, уверен, что он себя не громил, но я понимаю коллегу Ивлева. Один и тот же фокус нельзя показывать почти десять лет подряд: публика поняла, как и откуда взялась птичка. И она уже мерещится повсюду. О птичке давно читают лекции, по птичке студенты сдают экзамены, трактаты политологов-советологов, посвященные птичке, уже истлеть успели, а отцы-основатели по-прежнему достают ее из-за пазухи. И даже когда не достают, все знают: вот она, вылетела.
Но публика не ахает, не охает, не застывает в изумлении. Она, зевая, отворачивается. И раздраженная тем, что ее держат за дуру, сжимает кулачки, колесом выпячивает грудь. Ноги сами собой идут на «Русский марш».