У автора сайта Владимир Владимирович (тм) Максима Кононенко есть странная привычка. Каждый раз, когда президент Путин устраивает масштабное общение с народом или с журналистами (ежегодная пресс-конференция, онлайн-конференция или «Прямая линия»), Кононенко занимается самоистязанием – садится за компьютер и в режиме реального времени отвечает за Владимира Путина на задаваемые ему вопросы. В такие дни Кононенко изменяет себе – вместо привычных и пользующихся известной популярностью скетчей, похожих на анекдоты, к удивлению поклонников автора на сайте появляются не смешные и, главное, не претендующие на то, чтобы быть смешными, альтернативные выступления президента.
То есть, например, Путина спрашивают: «Не пора ли и нам вводить жесткие запретительные меры по ограничению ввоза подержанной техники, не превращать Россию в свалку этой техники, а ездить на своих дешевых и конкурентоспособных автомобилях?» - и Путин отвечает: «Но вопрос в том, как организовать свое собственное производство? И здесь, я думаю, нам не нужно с вами завидовать южнокорейцам – нужно просто проводить внятную политику развития внутри страны автомобильного производства». Это настоящий Путин. А у виртуального Владимира Владимировича – свой ответ: «Конкурентоспособных? “Жигули” стоят дороже многих новых иномарок, и при этом не работают. В них нет ничего того, что должно быть в современном автомобиле - ни гидроусилителя руля, ни ABS, ни подушек безопасности, ни кондиционера. Тебя кто научил задать этот идиотский вопрос? Начальник твой научил? Из “Единой России” кто-нибудь? Хотите - сделаем такие пошлины. Раз плюнуть. Но потом сами же будете в этих гробах на колесах разбиваться и меня спрашивать: доколе?! Головой своей надо думать, а не задницей».
В результате происходит очень интересный эффект (неизвестно, правда, его ли добивался Кононенко или само так получилось) виртуальный Владимир Владимирович (тм) превратился в самостоятельную политическую фигуру, способную на равных содержательно полемизировать с президентом. В условиях воспетого ранним Белковским, но не перестающего быть актуальным и сейчас «одиночества Путина» этот виртуальный оппонент превращается в одного из ключевых политических игроков современной России. Владимир Владимирович (тм) – идеальный политик правых взглядов. Такой политик, который нужен России, но которого по разным причинам, к сожалению, нет. По крайней мере, пока.
В условиях переизбытка левой риторики, которой, помимо собственно левых, пользуются и те, кто называет себя правыми, и те, кто вообще предпочитает не задумываться о собственной идеологии, персонаж Кононенко – изначально не более чем забавный интернет-мурзилка, в какой-то момент превратился (уже превратился!) в главного русского правого политика, самого сильного оппонента нынешней власти, остающегося при этом в существующей системе координат и не связывающего свой успех с полным уничтожением этой системы. У него есть не только альтернативные путинским ответы на все вопросы, которые история задает президенту – у него есть собственный взгляд на путь, которым должна идти Россия – по-настоящему правый взгляд. Есть сторонники и единомышленники, есть пустующее и оттого потенциально выгодное место в русском политическом спектре. Не хватает сущей мелочи – физической оболочки, личности. Впрочем, история российской политики последних десятилетий показывает, что это – действительно самая малость, найти личность и подверстать ее под готовый проект – гораздо проще, чем найти идею, которая может лечь в основу этого проекта. В случае с Владимиром Владимировичем (тм) эта идея уже найдена, полдела сделано.
В крайнем случае такой личностью может стать (если захочет) сам Максим Кононенко. Это, впрочем, непринципиально.
Принципиально другое. Роль проекта «Владимир Владимирович.ру» в современной российской политической литературе и в политике вообще (при позднем Ельцине эту роль играл Шендерович с «Куклами») – вполне определенна. Это роль шута, причем ничего обидного лично для Максима Кононенко в таком определении нет – если и стоит кому-то адресовывать упреки в том, что есть такая роль – так это самой политической системе современной России, в которой только шуты могут позволить себе избегать официального политлексикона и в конечном итоге говорить правду (стоит вспомнить знаменитую шутку клоуна Карандаша «Живем, как в автобусе – половина сидит, половина трясется» - 1938 год!). Остальным по разным причинам приходится быть более политкорректными и левыми – к сожалению.