Отыскиваемый в деле об убийстве А.С. Политковской чеченский след явственно двоится. Сторонники чеченской версии разом указывают как на то, что организатором убийства мог быть премьер Р.А. Кадыров, недовольный разоблачениями А.С. Политковской, так и на то, что инициатива могла исходить от политических оппонентов Кадырова, желающих перевести на него стрелки.
Скорее всего, второй вариант возникает как ответ на напрашивающееся возражение "О гуманизме Рамзана мы говорить не будем, но точно ли вы уверены, что он полный идиот, готовый делать Путину такой подарок на день рождения?". Те, кто не готовы настаивать на том, что Р.А. Кадырову море по колено и он способен осчастливливать всех, в том числе и Кремль, еще и не такими подарками, изыскивают второй след - антикадыровский.
При этом они поправляются из кулька в рогожку, поскольку версия о переводе стрелок на Кадырова не учитывает важного вопроса: кто есть адресат, который, по замыслу организаторов, должен воспринять убийство желательным для них образом? Ибо адресат адресату рознь. Например, ядерная аудитория "Эха Москвы" - люди чистые сердцем и весьма доверчивые. Адресат в некотором отношении идеальный, но в данной версии предполагаемый адресат был совершенно другой. А именно: В.В. Путин, за которым ни друзья, ни враги не замечали до сих пор излишней доверчивости - скорее наоборот. Реакция человека, не страдающего излишней доверчивостью и при этом облеченного обширной властью, представляется ожидаемой. Прежде всего, он постарается узнать - возможности для того, скорее всего, имеются, - кто это сделал, а затем уже будет принимать решения. Трудно допустить, что кадыровские оппоненты, буде им приходила в голову идея опорочить таким образом чеченского премьера в глазах Кремля, не понимали, что Кремль прежде всего захочет узнать имя настоящего автора. А равно не понимали, что когда узнает, будет недоволен.
Существенно, что дело тут не в особенностях личности В.В. Путина и не в особенностях сложившегося при нем политического режима. Не обязательно быть человеком замкнутым и недоверчивым (что и с телеэкрана видно), имея к тому же опыт службы в КГБ (от какового опыта доверчивость не слишком развивается), чтобы заинтересоваться вопросом, кто на самом деле убил. Всякая власть предполагает известную монополию на насилие, и если кто начинает в приватном порядке заниматься политическими убийствами, порождающими широкий резонанс и внутри страны, и во внешнем мире, это уже есть непосредственное посягательство на властные прерогативы. В неприятии таких посягательств даже различие между либералом и тираном непринципиально. Есть, конечно, та важная разница, что просвещенный и либеральный правитель заведомо отрицает политические убийства, а тиран их не отрицает и охотно практикует, но при этом даже злейший тиран отнюдь не намерен дерегулировать свою монополию на это дело. Поскольку разрушение монополии на насилие подрывает всякую власть, в том числе и тираническую.
Но тогда представляется недостаточно убедительной и новейшая версия, призванная конкурировать с двумя чеченскими следами. Согласно этой версии, одна из кремлевских группировок (предположительно, та, которую на новейшем жаргоне называют "коржаковы"), полагая, что в случае конституционного завершения инвеституры В.В. Путина в 2008 г. она оказывается полностью не у дел, готова взорвать ситуацию таким образом, чтобы о плавном преемстве власти в условиях относительного спокойствия не могло быть и речи и в условиях общенационального кризиса В.В. Путин volens-nolens пошел бы на третий срок. Благодаря чему позиции коржаковых не только бы сохранились, но даже и укрепились.
Слабым звеном данной конструкции - как и в версии с оппонентами Кадырова - является допущение об отсутствии у В.В. Путина даже самых первичных властных инстинктов. Пойдет он или не пойдет на третий срок в условиях крайнего кризиса - вопрос в самом деле гадательный. Николай II, в условиях крайнего кризиса отрекшийся от власти ради удовлетворения требований общества и умиротворения России, своей цели не достиг - скорее наоборот. Но более чем очевидно, что даже если будет создан идеальный шторм, вынуждающий в нарушение конституции идти на третий срок, это не принесет никакой выгоды тем, кто идеальный шторм создавал.
Ценность коржаковых, побуждающая правителя держать их близ сердца, заключается в их безусловной личной преданности. Если они против воли правителя, движимые стремлением к личным политическим выгодам, начинают раскачивать лодку крайне общеопасным способом, это означает, что о личной преданности и даже о простой лояльности речи уже быть не может. Правитель - более не цель преданного служения, но всего лишь средство в проведении опасных интриг. Терпеть при себе людей, которые за его спиной и против его воли начинают разыгрывать столь опасные комбинации, не захочет никакой правитель. Тут действует простой инстинкт самосохранения: если повиновение утрачено, бывший преданный слуга и защитник отныне сам является источником большой опасности - кто знает, какую самостоятельную комбинацию он захочет разыграть завтра? - и потому не может быть более терпим. Это не вопрос демократичности или недемократичности правителя, это даже не вопрос его личного отношения к специфическим мероприятиям - это вопрос его собственного политического выживания, и ни о каком оставлении во власти людей, позволивших себе такое, речи быть не может.
См. случай А.В. Коржакова, в 1996 г. позволившего себе собственную игру. Речь идет не только об истории с коробкой из-под ксерокса, где его участие никем не оспоривается, но и о более темной истории июня 1996-го со взрывами в двух московских троллейбусах и на ст. м. "Тульская". Безжалостность ельцинского расставания с некогда самым преданным слугой объясняется тем самым: сторожевой пес, утративший инстинкт безусловного повиновения хозяину, делается опасен, а его судьба делается решенной.
Вероятно, тем, кто развивает версию о коржаковых, следует более убедительно прописать, почему скорбный пример А.В. Коржакова ничему не научил его гипотетических последователей. А равно и о том, почему в случае с гипотетическими злодеяниями коржаковых у В.В. Путина не срабатывает первичный инстинкт самосохранения.