Буквально на днях Палата представителей конгресса США приняла закон, обязывающий местные власти предоставлять гражданам право голоса только по предъявлению ими официального документа. Правозащитники США рассматривают это нововведение как ограничение прав меньшинств, пожилых и бедняков, у которых зачастую нет средств оплатить даже получение водительских прав.
Несоответствие российской демократии принятым за океаном критериям неизменно служит поводом для упреков в адрес Кремля. Между тем, пристально следя за «состоянием демократии» в других странах, власти США предпочитают не замечать, что их собственная избирательная система, в 19 веке считавшаяся чуть ли не эталоном демократии, заметно пообветшала. Голосование становится все менее «всеобщим», бюрократически-процедурные аспекты изменяют самую суть американской демократии: право избирать и быть избранным.
В последние несколько лет местные и федеральные власти США внедрили массу норм, ограничивающих участие граждан в выборах. Например, в 2004 г. в Огайо стали принимать заполненные избирателями заявления на регистрацию только на бумаге определенного качества, а во Флориде в 2006 году крайне ужесточили нормы признания бюллетеня действительным.
Еще одним важным моментом является сохранение в 21 веке архаичной системы праймериз и выборщиков, несмотря на то, что согласно опросам Института Гэллапа, около 61% американцев высказываются в пользу прямых выборов. Именно эта система в условиях острой и равной борьбы между кандидатами дает все больше сбоев – она, в частности, позволила Бушу в 2000 году одержать победу, фактически вопреки мнению большинства - ведь кандидат демократов А. Гор получил на целых 544 тысячи голосов больше.
В самих США считается, что 10% населения ограничивают выбор всего народа выбором между двумя персонами – ведь после праймериз наиболее перспективных кандидатов определяют национальные съезды двух «партий власти». Так что можно считать, что даже не 10%, а 3000 человек. Возможности третьих партий составить конкуренцию республиканцам и демократам даже на уровне штата минимальны. Все процедуры, сопровождающие выборы, - нарезка избирательных округов, внесение кандидата в бюллетень, участие в дебатах и получение средств от правительства на проведение кампании - действуют в интересах двух традиционных партий. Отсюда кандидаты в президенты от третьих партий, как правило, не набирают более 1-2% голосов (за всю историю США только 10 таким кандидатам удалось набрать свыше 1 млн. голосов).
Проводимая губернаторами штатов, а по сути – двумя ведущими партиями, регулярная «перенарезка» избирательных округов в последнее время вообще превратилась в «альтернативные выборы». Ведь партия, контролирующая исполнительную власть в штате, изменив в свою пользу границы избирательных участков, способна обеспечить себе солидный задел для победы на предстоящих выборах. В американской практике это явление даже получило специальное название джерримендеринг.
В результате за процедурными проблемами скрывается принципиальная для демократии тенденция – уже долгое время реальный мандат главы Белого дома не поднимается выше четверти населения страны. Дело в том, что правом голоса обладают примерно 221 млн. чел., но явка в последние 10 лет едва переваливала за 50%, а победивший кандидат неизменно набирал чуть больше половины голосов пришедших к урнам избирателей. А дальше – опять подсчет голосов выборщиков по штатам.
Американские выборы во многом остаются «тайной за семью печатями» - мировое сообщество никак не может контролировать истинную степень их демократичности. Законодательство большинства штатов не подразумевает участия иностранных наблюдателей в электоральных процессах на американской территории. До недавнего времени власти США вообще не признавали наличия у кого-либо права официально мониторить выборы у себя дома. Скандал 2000 года во Флориде вынудил их изменить тактику, и то - исключительно из политических соображений. В комментарии Госдепа, пригласившего на выборы 2004 года делегацию ОБСЕ, акцентируется, что миссия европейских наблюдателей не пользуется никакими правами на территории США, а ее выводы не могут иметь никаких юридических последствий.
В США много и заслуженно гордятся своей Конституцией. Однако работоспособность любого механизма зависит не только от гениальности его создателей, но также и от квалификации ее текущих операторов: явно увлекшись распространением демократии в мире, американцы не заметили, как их собственные, «эталонные» выборы перестали соответствовать идеалам отцов-основателей и превратились в рутинное соперничество двух элитных групп внутри правящего истеблишмента.