Когда кто желает обличить Россию, взаимоотношения нашей страны с Грузией предоставляют ему к тому богатые возможности, как бы Росия себя ни вела. Если Россия как-то пытается ставить Саакашвили на место, раздается дружный гогот - "Тоже мне, великая держава, нашла себе страшного противника!". С дежурно-обязательным "Чижика съел!". Если Россия не пытается и сносит плевки, раздается гогот (зачастую из тех же уст) - "Тоже мне великая держава, которая от Саакашвили утирается!". Хоть сноси плевки, хоть не сноси - всегда будешь виноват.
Все так, но следует заметить, что хороша или нехороша Россия и ее политика, оценка политики к данной дилемме не имеет касательства. Всякий взрослый, подвергшийся нападению хулигана-малолетки (для простоты картины мы даже не будем рассматривать ту уточняющую деталь, когда за углом стоят взрослые воры), находится в том же положении. Не смирился - "Совсем озверел, маленького бьет!", смирился - признал, что всякая малолетняя крыса может с тобой делать, что хочет. Будь ты при этом лучшим, достойнейшим и умнейшим человеком или не будь - не имеет значения. Тут дело не в достоинствах или недостоинствах, а в крысенке.
Оттого на "Гы-гы-гы!" не стоит слишком сильно обращать внимания. Как ни поступи, оно будет гарантировано. Обращать внимание лучше на то, что если уже терпение лопнуло, если пришло осознание, что есть вещи, которые без подлости сносить невозможно, тогда важно уже не ограничиваться минутной вспышкой гнева, которая и вправду может выглядеть комично, но давить и додавливать спокойно и методически. Чтобы смеховой реакции уже не было ни у кого.
Отзыв русского посла из Тбилиси - мера безусловно правильная. Состоявшийся в тот же день вызов американского посла в МИД РФ - мера на той же линии и тоже безусловно правильная, показывающая, что если Россия с кем о чем и готова разговаривать, то никак не с Саакашвили. Когда собака кусается, разговаривают не с ней, а с хозяином собаки. В случае же с Саакашвили уместны лишь невербальные методы взаимодействия. Полное прекращение выдачи русских виз гражданам Грузии - первый шаг. Гражданам враждебного государства в России делать нечего. Постановка на полицейский учет уже находящихся в России граждан враждебного государства и депортация их на родину по мере истечения визового срока - шаг второй. Максимальное ограничение (вплоть до полного прекращения) хозяйственных и транспортных сношений с Грузией - шаг следующий. Военно-техническую помощь Абхазии и Южной Осетии не нужно рекламировать - ее достаточно усилить. Разрывать или не разрывать полностью дипотношения - это проблема, решаемая по мере поступления. При желании можно изыскать и другие меры давления, не имеющие прямо силового характера - было бы желание. Если новые друзья Грузии захотят взять ее на полный пансион, компенсируя все неудобства и выпадающие доходы - это их право. Точно так же, как право России - прекратить всякие сношения с Грузией.
Проблема не в том, делать это или не делать, а в том, делать это с той неумолимой методичностью, когда каток пошел вперед и заднего хода больше нет - Саакашвили дорезвился, или же делать как всегда, по истинно русской методике "Шаг вперед - два шага назад". Сегодня отозвали посла - завтра вернули. Сегодня прекратили давать визы - завтра снова даем. От таких "Два шага назад", воспринимаемых - и справедливо - как бессильные угрозы, малолетка только наглеет. "Ничего ты, дядя, мне сделать не можешь".
Когда русский посол отозван, да и грузинскому послу в Москве тоже пора затребовать паспорта, дядя уже просто обязан со всей методичностью и долгопротяжностью показать задорному мальчику, что дядя может сделать - и уже делает, и еще будет делать - много чего убедительного и вразумительного. Так показать, чтобы мальчик внукам своим заповедал ни в коем случае не хамить дядям.