«Папа сожалеет, но не извиняется» - именно такой формулой можно описать официальную реакцию Ватикана на антикатолические выступления, прокатившиеся по всему мусульманскому миру в минувшие дни. «Цитатный скандал» явно движется к завершению, и Папа предпочел разъяснить свою позицию. В воскресенье, обратившись к пастве с балкона своей резиденции в местечке Кастель Гандольфо, Бенедикт 16 высказался в том смысле, что его слова были неправильно поняты. Процитированный Папой средневековый текст, содержащий доктринальную критику мусульманской религии и самого пророка Мухаммеда, не является личным мнением Папы. Бенедикт 16 произнес неполиткорректный отрывок из письма византийского императора Мануила Второго Палеолога лишь в контексте собственных размышлений о месте, которое занимают разум и религия в жизни мусульманских и христианских обществ сегодня. "Я надеюсь, что мои нынешние слова послужат умиротворению и прояснению подлинного значения моего обращения, которое в полной мере было и остается приглашением к честному и откровенному диалогу, с соблюдением взаимного уважения", - добавил блюститель святейщего престола.
На этот раз Папа проявил чудеса дипломатичности. Но это ничего не изменило. Так же, как и в случае с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда, за исламской реакцией на невинные слова римского понтифика чувствовалась четкая политическая режиссура. Похоже, на мусульманском Востоке просто не осталось ни единого заметного политического игрока, который бы не счел нужным высказаться в осуждение главы католической церкви. Новостной повод обязывал. Критикуя слова Бенедикта, даже самые прозападные и умеренные мусульманские политики рисовали себя едва ли не убежденными джихадистами.
«За словами главы католиков читается лишь риторика новых крестоносцев и жажда власти», - такую оценку иранского духовного лидера Али Хаминеи, в общем, сложно назвать неожиданной. Куда интересней отклики более респектабельных и прозападно ориентированных режимов. С крайне жестким заявлением в адрес Бенедикта 16 уже выступил МИД Малайзии, считающий, что глава католической церкви должен публично отречься от всей своей речи и принести извинения всему мусульманскому миру. Показательной выглядит и реакция традиционно умеренных турецких политиков. Некоторые религиозные лидеры Стамбула предпочли сразу же после воскресных слов Папы «закрыть тему» и даже выразили надежду, что визит понтифика в Турцию, намеченный на ноябрь, не будет отменен. С куда большим радикализмом высказывались лица, казалось бы, штатские. Так государственный секретарь Турции Мехмат Айдын считает, что папа извинился только за ярость, которую вызвали его слова, а не за само свое заявление. "Вы либо должны сказать "я сожалею" так, как нужно, либо не должны говорить этого вовсе, - добавил Айдын. - Вы сожалеете о том, что сказали подобное, или о последствиях?". В похожем ключе высказались и десятки других мусульманских политиков: и мулла крупнейшей индийской мечети шейх Саид Ахмед Бухари, и глава МИД Египта, и глава внешнеполитического ведомства Индонезии, и авторитетный для мусульман-суннитов катарский шейх Юсуф Карадави, заявивший, что Папа «должен пожалеть о своих словах», и призвавший мумусльман к проведению «повсеместного дня гнева».
Об этом повсеместном дне гнева стоит сказать отдельно – тут слова «духовных авторитетов» явно упали на благодатную почву. Десятки новостных каналов по всему миру транслировали в минувшие дни кадры уличных митингов со сжиганием чучел, крестов и библий – даже сегодня такие костры пылали и в Наблусе, и в Каире, и в Пешаваре, и даже в населенном этническими пенджабцами южном районе Лондона. Как всегда, больше всего новостей приходило из Палестины, где по меньшей мере семь христианских церквей были атакованы - и выходящая в Британии арабская газета «Аль Кудс» уже назвала организаторами этих погромов группировку ХАМАС. Произошли и убийства. Так в сомалийском городе Могадишо была убита католическая миссионерка из Италии, а в центральных районах Нигерии, которые пару лет назад были буквально охвачены стихийными мусульманскими мятежами, подростки, вышедшие из мечети после традиционной вечерней молитвы, насмерть забили камнями своего приятеля-христианина. Впрочем, антикатолические мятежи, кажется, все же пошли на убыль. Причиной тому не столько увещевания умеренных религиозных лидеров, сколько холодная логика информационной войны. Вброшенный в информационное поле чьей-то умелой рукой повод вокруг «кяфирских цитат» просто протух и перестал вызывать в массах живой и непосредственный отклик. Что поделаешь, как известно, в постиндустриальную эру любая новость живет недолго.
Глядя из Европы, вся история вокруг выступления Папы выглядит скорее победой Запада. Кто не помнит, как глубоко расколол Европу весенний «карикатурный скандал». К счастью, спустя полгода Старый Свет демонстрирует куда большее единодушее. Католического примаса защищают буквально все - правые, левые, либералы, центристы, даже анархистски настроенные атеисты из парижского популярного еженерельника Nouvel Observateur. Европа будто проснулась – причиной тому явная неадекватность мусульман. Здесь общую позицию хорошо сформулировал американский публицист и политолог Кристофер Колдвелл, выступивший на этой неделе в эфире сразу нескольких коммерческих каналов США. «Пока мы разглогольствали о мультикультурном мире, они точили ножи. Не говорите мне, что они не могут понять нас, они и не собирались этого делать. Они провоцируют нас, будем же твердыми! Во всей этой истории меня больше всего радует Папа. Сегодня он демонстрирует принципы, которым позавидовал бы сам Иоанн-Павел Второй».
Папа действительно может вызвать лишь восхищение. И дело не только в том, что Йозеф Ратцингер, похоже, с честью вышел из первого серьезного политического кризиса в истории своего понтификата. Тут дело в большем. Папа показал, что выбор конклава был совершенно верным. Консервативный богослов и убежденный правый католик, Бенедикт 16 всего лишь несколько месяцев назад казался многим Папой переходного периода. В серьезных идеологических амбициях ему отказывали - просто в силу возраста. Нынче Папа уже настоящий харизматик, сила воли которого была явлена, но не была сломлена. Комментарий на эту тему вчера появился на одном из ватиканских интернет-форумов: «Новый Папа в первую очередь является богословом. Богословие, как и математика, предполагает честность и максимальную прозрачность сознания. Тут нельзя говорить политически, с фигой в кармане. Наверное, примас некоторым образом оказался заложником этой своей специализации внутри церкви. Его слова были передернуты и помещены в совершенно чуждый контекст». Наконец, «цитатный скандал» доказал правоту Ватикана, настоятельно требовавшего внесения в Конституцию объединенной Европы параграфа о «христианских ценностях европейской цивилизации». Теперь, скорее всего, левые и либералы, выступавшие против идеи Папы будут посрамлены сразу дважды. Во-первых, параграф, думается, все же внесут. Во-вторых, в ЕС никогда, скорее всего, не вступит Турция.
Но самый важный аспект - совсем не европейский.
«Цитатный скандал» никакой целины не вспахал – до Мануила Второго Палеолога были и датские карикатуры, и антисемитские выступления лидера Индонезии, и филиппики Махмуда Ахмадинеджада, и много чего еще, однако именно благодаря Папе мусульманская оппозиция самого широкого идеологического спектра предстала перед публикой. Нынешнее столкновение цивилизаций это в первую очередь столкновение внутри одной цивилизации - исламской. Папы в этой истории, понятное дело, вообще нет, он – лишь повод, зацепка для медийной атаки, подлинная цель которой – выборы единого мусульманского лидера. Именно вокруг этого и идет основная игра. В проклятиях в адрес «главного кяфира» мусульманские вожаки соревнуются за симпатии миллиардной исламской улицы. Шииты и сунниты, враги Америки и ее верноподданные клиенты, джихадисты и нефтяные шейхи, саудовские миллиардеры и иранские революционеры, пакистанские генералы и муллы-радикалы из лондонских гетто - на словах нападая на Запад, они все еще на деле борются между собой. И пока лидер в этой локальной войне не объявился, у Запада есть шанс подготовиться к войне глобальной.