Все шесть лет правления Владимира Путина перед ним стоял вопрос – как быть с губернаторским корпусом? Ведь доставшиеся ему в наследство губернаторы представляли собой довольно разношерстную публику. Среди них были и старые партократы, в силу разных причин пересидевшие Ельцина, и демократы первого призыва, и «крепкие хозяйственники» советского разлива, и менеджеры новой формации.
Всех их объединяло сознание полной своей неподконтрольности и независимости. Получив в 90-е годы максимально возможные полномочия, подкрепленные автоматическим членством в Совете Федерации, губернаторы как класс являлись одной из главных сил в стране. Без их одобрения ни одна мало-мальски существенная реформа была невозможна.
В 2000 году, напуганные неожиданно проявившейся эффективностью кремлевской власти, показанной во время думских выборов 1999 года, когда удалось в капусту раскрошить региональную фронду, сплотившуюся вокруг Лужкова и Примакова, и пропихнуть в парламент «Единство», губернаторы поддержали – с разной степенью энтузиазма, кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах. После чего они могли считать молодого президента своим должником и надеяться на продолжение прошлого курса, позволявшего им володеть и княжить по собственному разумению. Но вышло совсем не так.
Первым самостоятельным (и знаковым) шагом Путина стала реформа Совета Федерации вкупе с введением системы федеральных округов. Первое лишило губернаторов иммунитета и понизило их политическую значимость, второе приблизило к ним кремлевский контроль.
Прошли четыре года. После бесланской трагедии оказалось, что по-прежнему Кремлю не хватает инструментов воздействия. Так была принесена в жертву священная корова – отменили избрание глав регионов. С учетом остроты момента, то, что казалось буквально накануне абсолютно невозможным, прошло без малейших возражений. Губернаторы утеряли свой последний ресурс независимости – легитимность, основанную на прямом волеизъявлении избирателей. Они стали такими же чиновниками как главы местных отделений федеральных органов власти – налоговики, казначейство и т.д. Отныне не мнение населения является для них ориентиром, а пожелания вышестоящего, притом многоступенчатого, начальства.
И вот, спустя еще два года, выясняется, что оценить их усердие в выполнении генеральной линии – по-прежнему не просто. На заседании президиума Госсовета в Сочи, в присутствии президента, Владимир Якушев, молодой губернатор Тюменской области, предложил систему аж из 138 пунктов для комплексной оценки коллег.
Он выступил с докладом о механизмах повышения эффективности госуправления. Констатировав, что текущие расходы регионов растут, а доля капвложений в инфраструктуру неуклонно сокращается, Якушев отметил, что основная проблема действующей системы управления - “затратный” принцип формирования региональных бюджетов и слабый контроль за эффективностью бюджетных расходов.
Чтобы переломить ситуацию, рабочая группа под его председательством советует ввести систему оценки эффективности работы губернаторов из 138 (!) критериев, по которым можно будет констатировать ситуацию в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве, ЖКХ, а также анализировать экономический рост, доходы населения, прозрачность и реалистичность бюджета. Это даст возможность оценивать ситуацию в регионах по единой методике.
Предполагается систему оценки работы губернаторов закрепить в особом законе, чтобы действовать автоматически и при накоплении «штрафных баллов» свыше определенного предела ставить вопрос о служебном соответствии.
Все это замечательно выглядит на бумаге, но российские овраги поставят хитроумные предложения с ног на голову. Еще со времен петровской табели о рангах - документа весьма последовательного, с внутренней логикой, - чиновники на Руси научились обходить любые препятствия. Самые грозные указы царя-батюшки оставались пустым звуком, поелику не учитывали главного – всесокрушающей силы клановых связей и личных взаимоотношений. «Жалует царь, да не жалует псарь» - чаще эта пословица переиначивалась наоборот. Царь мог не жаловать и грозить, но протоптанный путь к его фавориту смягчал монарший гнев.
В СССР эта система достигла апогея. ЦК КПСС мог принимать любые решения по наведению дисциплины, но если первым секретарем обкома был «свой мужик», то ему ничего всерьез не грозило. Не случайно при Брежневе кадры сидели по двадцать пять лет на своих местах, получив области и края в вотчинное владение. В сегодняшней России эта традиция никуда не делась. Даже сам президент, отвечая недавно на встрече с членами Валдайского клуба о причинах отмены выборности губернаторов, сказал, что последние были в первую очередь верны местным политическим кланам, и уже во вторую - центру. А ведь речь шла о ситуации в 2004 году - когда, казалось бы, авторитет Путина был давно непререкаем!
Но и в 2006 году - знакомые все лица! Те, кто олицетворял собой оплот сепаратизма, вызывающего неповиновения и игнорирования федеральных законов, по-прежнему у власти – г-н Рахимов тому пример. Юрий Михайлович Лужков, создавший государство в государстве, загнавший цены на жилье в заоблачную высь, несмотря на сто тысяч пророчеств о его неминуемом снятии, силен как никогда и строит далеко идущие планы. Смешно даже представить ситуацию, что кто-то осмелится подойти к Рамзану Кадырову (кто помнит, что Алханов - президент Чечни?) с хотя бы одним из 138 критериев. Или что кадровый вопрос в Петербурге или Казани будет решаться по каким-то анкетам.
Никто и ничто не отменит в России сложившегося положения дел. И зачастую это даже к лучшему. Никто, будучи здравом в уме и ясной памяти, не примет решения о снятии, исходя только из социально-экономических показателей. В Туве народ все пятнадцать послеперестроечных лет влачит жалкое существование, но ее президент будет править, пока самолично не выскажет желания уйти. Национальный вопрос – слишком деликатен, чтобы доверять его формальным признакам.
В стране уже два года действует негласный консенсус, в рамках которого губернаторы и президенты (хотя почему они именуются президентами, будучи назначаемыми?) защищены от увольнений, если только они не допускают вопиющих провалов. Но в современной нефтедолларовой России, в которой основные выплаты пенсий и зарплат взял на себя центр, вопиюще провалиться - дело совсем не простое.
Придумывание критериев – вещь увлекательная, но бессмысленная. Похоже, новый рейтинг примут и утвердят, как приняли и утвердили федеральные округа. Они заняли свою скромную нишу, не особо мешая губернаторам. Так и 138 критериев – наверное, кто-то на местах даже ознакомится с этим документом. Но не более того.