Лидер грузинского общественного движения «Антисорос» Майя Николеишвили, арестованная в числе прочих оппозиционеров, дала признательные показания. В закрытом судебном заседании она поведала, что в Грузии действительно готовился государственный переворот. Г-жа Николеишвили назвала имена заговорщиков, которые 4 мая на секретном совещании в Тбилиси приняли тайный план по свержению действующей власти. Все заговорщики, включая саму признавшуюся, действовали в интересах бывшего министра нацбезопасности Грузии Игоря Георгадзе.
Майя Николеишвили раскололась в пятницу, а уже в субботу задержали одного из членов партии «Справедливость» и обвинили в попытке взорвать офис «Национального движения Грузии». При задержании у него изъяли взрывчатку. Именно вдохновляемая Игорем Георгадзе «Справедливость» намеревалась осуществить переворот и организовать беспорядки. Причем при активной поддержке Коммунистической партии Грузии под руководством отца Игоря Георгадзе Пантелеймона Георгадзе.
«Мы сможем найти черную кошку в темной комнате, даже если ее там нет», - говорит Варлам Аравидзе, диктатор в бериевском пенсне и с гитлеровскими усиками из знаменитого фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние». В 1986 году фильм вышел на советский экран, и тогда никто в Грузии не мог подумать, что он станет воспоминанием о будущем. И вот – через двадцать лет Майя Николеишвили, почти как в кино, фактически признается в том, что планировала прорыть тоннель от Бомбея до Лондона, а президент Саакашвили, Варлам Аравидзе наших дней, говорит в интервью польским журналистам: «Задержанные лидеры партии «Справедливость» получат сполна по закону, и это хорошо увидят их покровители». Черная кошка в темной комнате найдена. С высокой точностью определено и местоположение комнаты: Игорь Георгадзе давно живет в России, а следовательно, действует по прямому указанию НКВД, ОГПУ, КГБ, ФСБ, а также ЦУМа и ГУМа.
Спору нет, Москва не зря приютила Георгадзе в 90-е. Поссорившись с Эдуардом Амвросиевичем, он стал в российской столице пенсионером всесоюзного значения - не формально, так фактически. Расслабленная практика советских лет, когда в столицу СССР приезжали помирать вышедшие на покой лидеры стран социалистического блока, бесконечные юмжагийны цеденбалы и георгии димитровы, сменилась защитой геополитических интересов, причем сменилась в тот самый момент, когда важный пенсионер Гейдар Алиев вдруг отправился из Жуковки-Баковки на Родину, чтобы возглавить Нахичевань, а потом и весь Азербайджан. И в качестве камня за пазухой, на который можно было бы время от времени намекать Шеварднадзе, пенсионер Георгадзе мог бы сгодиться. Но шли годы, а камень все пребывал в лежачем положении. Москва предпочла совсем иные способы геополитического давления, деликатно именуемые налаживанием межрегиональных и культурных связей с зарубежными странами. Связи крепли и развивались: карманная грузинская оппозиция выступала на страницах российской прессы, но на подготовку государственного переворота все это смахивало гораздо меньше, чем на освоение целевых средств. Куда более успешными заговорщиками оказались сотрудники американской дипмиссии: без всяких культурных связей, без Георгадзе-старшего и Георгадзе-младшего, без взрывчатки, а исключительно посредством благоухающих роз грузинское гражданское общество вымело Шеварднадзе вон, и его место занял Саакашвили.
Но самому Михаилу Николозовичу не достает то ли изящества мышления, то ли денег на то, чтобы его борьба за собственную власть хотя бы в минимальной степени отвечала эстетическим требованиям сегодняшнего дня. Он хватает то, что плохо лежит - полузабытого Георгадзе, - и за карликовые уши честно попиливших скромный бюджет маргиналов тащит на свет самую фантастическую и самую замшелую конспирологию, за которую совестно даже в кино. Спору нет - народ надо развлекать, если не умеешь его накормить, а коли не получается приструнить Южную Осетию и Абхазию, надо приструнить хотя бы Майю Николеишвили.
Впрочем, позора Саакашвили никто, кажется, и не видит. Похоже, фильм Абуладзе подзабыли, хотя он обладает множеством международных призов. Неплохо было бы устроить киносеанс в ПАСЕ. Председатель ПАСЕ Рене Ван дер Линден заявил: "Я не говорил о том, что ПАСЕ будет вмешиваться в процесс или проводить какие-то расследования, мы будем только наблюдать за ситуацией". Также он добавил, что наличие оппозиции - это положительное явление, которое является признаком демократии и способствует тому, "что партия власти должна быть настороженной".
Следует отметить, что грузинское руководство исправно выполняет рекомендации ПАСЕ. Случившееся в Тбилиси продемонстрировало, что уж чего-чего, а настороженности Саакашвили не занимать. Чего совсем не скажешь о самих европейских чиновниках. Если Саакашвили ведет себя как Сталин, то старушка-Европа ведет себя как Брежнев, который сказал в 70-е: «Пусть грузины делают что хотят, лишь бы не создавали нам проблем». Позиция, конечно, понятная, но все равно пригодная лишь для Брежнева – лидера огромного изолированного государства. К тому же при нем грузины были другими, или, по крайней мере, грузинские лидеры. Эдуард Шеварднадзе боролся с коррупцией, разоблачал врагов, уличал заговорщиков в попытке поджечь оперный театр, параллельно плодилась и размножалась лояльная ему мафия, но Шеварднадзе тогда руководил мирной союзной республикой, а не независимым государством с весьма сложным геополитическим положением.
Нынешняя Грузия вот уже много лет разрывается от сложнейших межнациональных конфликтов – собственных и чужих: президент Саакашвили сидит на пороховой бочке, к которой он сейчас сам поднес спичку. Но ни ПАСЕ, ни США этим не озабочены. А значит, все хитросплетения грузинской внутренней политики не имеют решительно никакого смысла. Если даже завтра Грузию зальют кровью очередные мхедриони, заграничные любители роз еще не скоро очухаются. Для этого им, по крайней мере, надо пересмотреть фильм Тенгиза Абуладзе.