Похоже, что автор этих строк имеет серьезный шанс окончательно утвердиться на GlobalRus.ru в малопочтенном амплуа Собакевича. Но после прочтения статьи «Идиллия для самоубийц» я понял, что «не могу молчать». Просто как человек, еще месяц назад работавший на одном из центральных телеканалов – а потому немного знающий эту «кухню» изнутри.
При том, что не могу сказать, что не согласен с основными посылками статьи. По большинству позиций согласен – и весьма. Более того, если б писал об этом – выражался бы куда более четко и жестко.
Проблема в том, что мелкие, казалось бы, неточности в предлагаемом описании ситуации на отечественном телевиденье на выходе дают картинку, довольно сильно отличающуюся от реальности. В связи с чем хотел бы внести некоторые уточнения.
Авторы статьи отмечают значительный рост бюджетного финансирования СМИ – в первую очередь, ТВ. Так это или нет? Несомненно, госрасходы в медийной сфере растут. Связано ли это с приближением выборов? Связано, а как же! Имеет ли это отношение к пропаганде? Разумеется. Но не только.
Тезис о том, что, условно говоря, «Кремль руками Газпрома скупает все СМИ» сейчас очень популярен, что, прямо скажем, и неудивительно. Но это – лишь видимая сторона медали, оборотная поверхность которой куда менее очевидна.
Дело в том, что все разговоры о «вкачке бешеного бабла» не учитывают одного простого, но достаточно важного момента: медийная сфера в России сейчас процветает вовсе не настолько, как это принято думать. Когда нам говорят о телевизионщиках, которые «гребут деньги лопатой», речь обычно идет или о событиях пяти-десятилетней давности (да, в НТВ-шном УЖК действительно платили до неприличия много), или о гиперзвездах, которых можно сосчитать на пальцах двух рук (если не одной). В реальности средний российский телеведущий (подчеркну: речь идет именно о центральных каналах), анализируя гонорары своих западных коллег, может лишь тоскливо задумываться о превратностях бренной жизни.
И это относится, разумеется, не только к заработной плате. По сравнению с западными образцами, отечественное телевиденье пребывает в совершенной нищете. Что иллюстрируется самыми разными индикаторами – от стоимости рекламного времени до капитализации самих телекомпаний.
Все это приводит нас к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: на сегодняшний день наше телевиденье довольно ощутимо недофинансировано. Причем еще несколько лет назад ситуация выглядела куда хуже, но приток нефтедолларов пошел здесь явно на пользу. Что легко заметить хотя бы по последним изменениям телерепертуара.
Нет, о петросянах и петросянствующих речь не идет: чувство вкуса, увы, с количеством денег коррелирует достаточно слабо. Но все, наверное, заметили, что количество западных фильмов класса В и ниже сейчас ощутимо уменьшилось. На голубых экранах появляются достаточно свежие блокбастеры, в полном порядке все обстоит со спортивными трансляциями, да и технический уровень передач ощутимо возрос. А все это, как нетрудно догадаться, стоит денег – и весьма немалых. Так что рост финансирования телеиндустрии уже наблюдается – и явно идет на пользу и самой индустрии, и потребителям ее продукции (извините за спецтерминологию). Соответственно, растут и госрасходы, чему тоже удивляться не следует, с учетом структуры собственности крупнейших каналов. Арифметика – как тот самый рожон, супротив которого переть не следует.
Обсудив арифметику, авторы статьи предались лирике, гражданской, разумеется, и от бюджета перешли к Кондопоге. Перехода этого я не понял, но, как говорится, «чтобы два раза не вставать», скажу несколько слов и о тех событиях. Точнее, не о самих событиях, а об их медийном освещении А еще точнее – о том грандиозном провале, который в этом самом освещении произошел. На что справедливо указывают авторы. Справедливо и несправедливо одновременно.
Надо ли ставить данный прокол на вид господам телевизионщикам? Вне всяких сомнений, надо – на выходе получилось совершеннейшее черт знает что. Если монополию на распространение информации явочным порядком захватывают добры молодцы из ДПНИ – это уже просто ни в какие ворота!
Да, выходные. Да, форсмажор. Но все равно стыд и позор.
Вот только маленький нюанс. Кондопогу «прососали» (еще раз простите за спецтерминологию) вовсе не только федеральные телеканалы. Прочие СМИ (не исключая и интернет-издания) прочухались, по большому счету, лишь к середине понедельника – а то и позже. Поверьте на слово, лично мониторил. Причем наибольший провал, как ни странно, приключился именно у «оппозиционных» медиа: у них на общий форсмажор наложился еще и «бесланский фактор», и едва ли не все «дежурно-мобильные» корреспонденты на выходные или съехались в Северную Осетию, или бродили вокруг Соловецкого камня.
В любом случае в истории с «инцидентом в Кондопоге», среди многих объектов для злобной (и справедливой!) ругани, растолстевшие телебюджеты стоят, мягко говоря, не на первом месте. То же (хотя и в меньшей степени) относится и к давлению на телеканалы со стороны Кремля и Старой площади. Давление, конечно, присутствует (как же без этого), но поверьте человеку, который видел все это по долгу службы: как правило, ограничения возникают не «извне», а «изнутри» СМИ. То есть, главная беда сегодняшних медийщиков – не столько во многом воображаемая цензура, сколько вполне реальная редакционная самоцензура. Но это, как говорится, уже совсем другая история…