В заметке «Баба Яга в своем коллективе» авторы, обсуждая произошедший «нацбольский раскол», вдоволь поиздевались и над Эдуардом Лимоновым, и над Александром Дугиным.
Стилистика «всем сестрам по серьгам» сейчас в моде. Каюсь, и сам я с превеликой охотой пользуюсь воспетым еще классиком советской сатиры дискурсом «ну и дураки же вы все». Это, ко всему прочему, довольно удобно: и в ангажированности никто не обвинит, и сам почти гарантировано остаешься «весь в белом».
Другой вопрос, что лично я в данном конкретном случае от амбивалентности все же предпочел бы уйти. По той просто причине, что Лимонова как-то уж очень сильно недолюбливаю, в то время как к Дугину отношусь куда более многогранно. При том, что и Александру Гельевичу, при желании, мог бы предъявить изрядное количество претензий. Все же персонаж он достаточно комический: патриархальная внешность и подчеркнутая философичность сочетаются у Дугина с инфантильностью и столь разнузданным постмодерном, что Лимонову впору удавиться от зависти. Одни высокомудрые эссе о сакральном значении творчества Татьяны Булановой и группы «ТАТУ» чего стоят! В данном жанре рядом с Дугиным можно поставить только Псоя Короленко – который, впрочем, шутовскую маску отнюдь не скрывает.
Другой вопрос, что Дугин, не будучи все же столь выраженным шоуменом, как Псой, обладает при этом несомненной притягательностью для определенных слоев молодежи. В первую очередь – не как персона, а как мыслитель. Мыслитель нетривиальный, на редкость эклектичный, местами сумбурный, крайне многословный – но и тем не менее. И именно в этом качестве он занимает свое место на интеллектуальной сцене современной России.
Причем ключевое слово здесь – именно «интеллектуальной». Потому, что дугинские адепты, как правило, даже если не отличаются недюжинными умственными способностями – то, по крайней мере, к этому стремятся. «Дугинщина» генерирует в поклонниках этого экстравагантного учения креативность и, извините за банальность, тягу к знаниям – а это само по себе дорогого стоит. При всей указанной эклектичности и сумбурности самого учения.
Можно ли назвать «доктрину Дугина» идеологией?.. С очень большими поправками, но – пожалуй, можно. Хотя идеология эта лишь во вторую очередь базируется на каких-то предлагаемых Гуру месседжах (евразийство etc.). А в первую – пожалуй, именно на пропаганде пусть и странного, но интеллектуализма.
Каковая доктрина, повторимся, сейчас вполне востребована – пусть и достаточно узкой прослойкой молодежи. Потенциальный «электорат Дугина» не очень велик количественно, зато, по меньшей мере, достаточно образован и начитан. И это вовсе не люмпены, как высокомерно решили авторы статьи «Баба Яга в своем коллективе», а «маргинальные интеллектуалы». Тип этот был весьма популярен еще в советские годы, но и теперь далеко не все представляют свой идеал в виде преуспевающего менеджера в белой рубашке и галстуке.
Другой вопрос, что такие «богемные маргиналы», как правило, имеют настроения в высшей степени протестные – а Дугин, вроде бы, вполне лоялен Кремлю. Но дело в том, что протест, вопреки сложившимся в последние годы представлениям, совершенно не обязательно должен быть направлен в сторону «Красных Зубцов». Молодые евразийцы и сейчас весьма свирепо относятся, к примеру, к олигархической буржуазии – не особо отличаясь этим от лимоновцев. Более того, без особых симпатий они относятся и к тому типу «отличника» (а точнее, «крепкого хорошиста») в аккуратном костюмчике, которого олицетворяют собой, к примеру, активисты движения «Наши». Вспомните сами, в школе вам наверняка приходилось видеть как старательных «прилежных» зубрил, так и «умных разгильдяев», которые плевать хотели и на внешний вид, и на школьную программу, и даже на оценки в дневнике. При том, что их интеллектуальное превосходство особым сомнениям не подвергалось.
Кстати, изначально на роль «интеллектуалов-маргиналов» претендовали и национал-большевики. Но было это, скорее, в те годы, когда Дугин и Лимонов рулили нацболами совместно. Но постепенно интеллектуальный флёр начал исчезать и остался лишь имидж маргинально-хулиганский, а в последнее время осталось одно хулиганство, без всякого имиджа. И, кстати, неудивительно, что в минувшую пару лет лимоновскую НБП покинули (причем, как правило, со скандалом) многие из наиболее известных ее членов – из самых идейных и харизматичных.
И уж совсем неудивительно, что в конце концов НБП раскололась - на лимоновцев и дугинцев, ушедших под евразийские знамена, под которыми нонконформизм вполне удачно уживается с государственничеством. Что до борьбы с «атлантизмом» (читай: разоблачения происков Североамериканских Соединенных Штатов), то данное направление мысли, похоже, превращается не в маргинальную идею, а в самый что ни на есть сугубый мейнстрим. Такие вот забавные метаморфозы, вполне в духе эскапад главного Арктогейца всея Руси…